Moto-pomp.ru

Стройка и ремонт
97 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Такелажный блок своими руками

Как поднять на крышу груз. Строительный подъемник своими руками

При строительстве часто возникает необходимость поднять строительные материалы на крышу или верхние этажи, и без специальных приспособлений это весьма затруднительно. Мы опишем процесс сборки своими руками простого и надежного строительного подъемника, которым в одиночку можно поднять до 300 кг.

Устройство, собранное по приведенной схеме, является абсолютно мобильным и может быть без проблем привезено на строительный объект даже легковым автомобилем с верхним багажником.

Для сборки потребуется:

  • брус клееный 60х40 мм — 10 м;
  • брус 40х40 — 9 м;
  • доска 25х80 — 16 м;
  • блок такелажный с подшипником — 2 шт.;
  • ролик на подшипнике с осью — 4 шт.;
  • капроновый трос — 12 м;
  • фанера 15 мм — менее 1 м 2 .

Сборка направляющих

Подъемник представляет собой тележку, скользящую на роликах между двумя тавровыми направляющими. Чтобы их изготовить, потребуется лес хорошего качества влажностью не более 12%: брус 60х40 и доска 25х80. Нежелательны какие-либо искривления, дерево не должно иметь пороков.

Брус в направляющей играет роль дистанционной прокладки, задающей расстояние между полками тавра. Оно должно быть больше диаметра роликов на 2–3 мм, при необходимости строгайте брус по узкому торцу и доводите до нужной толщины.

Для сборки направляющей нужно вложить брус между досками и выровнять их по одному краю. Чтобы конструкция была полностью монолитной, рекомендуется перед сборкой промазать соприкасающиеся грани клеем ПВА.

Сложите детали, выровняйте их под угольник и зафиксируйте струбцинами. Затем скрепите доски и брус белыми анодированными саморезами длиной 55 мм, вкручивайте их в шахматном порядке с шагом в каждом ряду 30–35 см. Крепить саморезами нужно обе доски, так направляющие будут меньше подвержены короблению.

Если вы хотите сделать направляющие длиной, больше имеющихся пиломатериалов, укладывайте брусья и доски с перехлестом в половину длины. При правильном сращивании конструкция получится исключительно крепкой, останется лишь вывести внутренние стыки досок в ноль для плавного движения роликов.

После сборки обеих направляющих покройте их двумя слоями олифы. Проверьте ширину зазора под ролики, при необходимости доведите наждачной шкуркой. На расстоянии в 30 мм от торца по центру бруска в тавре проделайте сквозное отверстие диаметром 14 мм. Используйте его для болтового соединения направляющих с поперечинами, под гайку и головку болта подложите широкие шайбы. Чтобы избежать смещения диагоналей, сделайте соединение с подрубкой в полдерева.

Конструкция тележки

Начните со сборки рамки: вставьте между 130 см отрезками бруса 40х40 мм три перекладины длиной по 75 см. Среднюю перекладину устанавливайте в 40–45 см от нижнего края. Скрепите места соединений саморезами, а лучше — соберите рамку на шиповых соединениях.

Прикрепите к нижнему брусу перпендикулярно рамке два отрезка бруса по 80 см, между их концами вставьте перекладину длиной 75 см и скрепите конструкцию. Для усиления поддона изготовьте из бруса или доски две наклонные косынки длиной по 60 см, срежьте края под угол 45°. Крепите косынку к поддону на расстоянии в 40 см от угла.

Вырежьте лист фанеры размерами 83х84 см и просверлите отверстия в 20 мм от каждого края с шагом в 7 см. Через проделанные отверстия прикрутите саморезами длиной 45 мм дно поддона к рамке.

Если вы планируете увеличить грузоподъемность вашей тележки, места соединения рамки поддона и косынок необходимо укрепить накладными пластинами и уголками, а фанеру на дне — металлическими скобами. К верхним углам рамки прикрепите петли для навесного замка с длиной хвоста не меньше 70 мм. Вставьте в отверстия болт M14 и накрутите на него самоконтрящуюся гайку. Под болты нужно пропустить отрезок троса длиной около 2 метров и завязать его в петлю, к которой через карабин или коуш будет прицеплен тяговый канат.

Кронштейны для блоков

На верхней и нижней перекладинах между направляющими стойками нужно закрепить по одному такелажному блоку. Крепление возможно только посредством болтового соединения с обязательной установкой под гайки широких шайб, а лучше — металлических пластин.

Рекомендуется приобрести альпинистские блок-ролики с подшипником или такелажные шкивы с канавкой. Большинство изделий имеют сплошной корпус с плотно прилегающими щечками, следовательно, сброс троса со шкива невозможен.

Если вы пытаетесь приспособить имеющиеся у вас ролики, снабдите их ушком-успокоителем. Сверните стальную проволоку толщиной 6 мм до образования петли, а затем отогните края конструкции на нужном расстоянии для крепления под гайку к оси блока. Если оснастите блок-ролик вертлюгом, поднимать груз будет удобнее и трос прослужит дольше.

Ролики и их крепление

Для гладкого скольжения тележки ее следует оснастить четырьмя роликовыми колесами, установленными по бокам в 20–25 см от углов. Приобретайте ролики с необслуживаемым подшипником и односторонней стальной осью длиной не менее 20 мм. Вместо стандартных роликов могут быть использованы шариковые подшипники с закрытым сепаратором и шириной обоймы не менее 25 мм либо колеса от старых роликовых коньков.

Ось ролика нужно извлечь и просверлить под ее диаметр отверстие в центре пластины 40х80 мм. Вставив ось в отверстие, установите ее строго перпендикулярно пластине и приварите, затем проделайте в углах четыре отверстия под болт М8.

Как усовершенствовать подъемник

Очень полезным дополнением, существенно повышающим безопасность использования, будет устройство посадочных карманов для фиксации передних колес тележки в поднятом положении. Это не только очень удобно при разгрузке, но и дает возможность использовать подъемник самому.

Для устройства карманов необходимо вырезать часть тыльной доски направляющей, на которую опираются ролики тележки. При подъеме колесо проскочит в образованный проем и остановится о П-образную колодку, собранную из трех брусьев. Чтобы предотвратить случайное выскакивание колеса, оставляйте на доске небольшой выступ. После разгрузки тележку можно легко извлечь из посадочных карманов и спустить вниз, придерживая за трос.

Чтобы поднимать за один раз больше груза, вы можете укрепить вертикальную раму тележки и установить на ней подвижный блок, но при этом длина веревки увеличится в 1,5 раза. Тяговый канат, в таком случае, крепится к одному из углов между направляющей и соединительной перекладиной, пропускается в подвижный блок на тележке, затем укладывается в неподвижные верхний и нижний шкивы.

Также возможна установка ворота как на колодце для удобной намотки тягового каната. Изготовить его можно из отреза бруса 100х100 мм, доведенного рубанком до шестигранника. Для установки ворота понадобятся дополнительные Г-образные стойки и замена болтов крепления нижней перекладины на шпильки соответствующей длины. Освободившиеся болты нужно использовать для косого сопряжения стоек с направляющими.

Читать еще:  Штукатурка пеноблока изнутри

Использование ворота подразумевает повышенную опасность, ведь человек находится все время у подъемника. Чтобы исключить обрыв и падение тележки, рекомендуется рядом с верхним блоком установить самый простой жумар из альпинистского снаряжения.

Подъем грузов без спецтехники – как рассчитать и сделать полиспаст своими руками

Устройство

Простой полиспаст состоит из двух шкивов, связанных верёвкой, тросом, цепью. Шкив изготовляется в виде металлического колеса, вращающегося на оси. По внешнему краю сделан жёлоб для укладки троса. Шкивы, входящие в состав конструкции, называются блоками. Одни из них крепятся неподвижно, другие меняют положение по мере движения груза. Подвижные блоки размещаются со стороны тяжести. Неподвижный блок изменяет направление движения троса и вектор приложения усилия, а подвижные увеличивают усилие, прилагаемое к грузу. Перемещение груза происходит за счёт того, что он через систему блоков подтягивается канатом к закреплённой части полиспаста.

Грузоподъемные механизмы. Блок. Полиспаст. Таль. Домкрат. Устройство и назначение.

Подъемные механизмы блоки

Блоки предназначены для изменения направления каната или троса и уменьшения усилия при перемещении груза.
По своей конструкции блоки (рис. 1) изготовляются однороликовые, двухроликовые и многороликовые. Блоки разделяются щеками-обоймами и распорными трубками, обеспечивающими их свободное вращение. В верхней и нижней части щеки скрепляются стержнями (болтами), из которых один имеет кольцо для подвешивания блока, а второй соединен с крюком для зацепления каната, охватывающего поднимаемый груз. Грузоподъемность 1 — 4 роликовых блоков до 20 т.

Блок однороликовый, двухроликовый, трехроликовый.

Рис. 1. Блоки однороликовые, двухроликовые и трехроликовые.

Блоки можно различить между собой по конструкциям захватов и подвесок груза. У некоторых блоков вместо крюка имеется скоба или как её еще называют – обойма. Она более надежна, т. к. предупреждает соскальзывание троса. Хотя крюк удобен в подвешивании троса, каната или груза.

При монтаже котельных установок и металлических конструкций часто приходится поднимать большие и тяжелые их части. Для подъема громадных узлов и частей конструкций потребовались бы лебедки огромной грузоподъемности. Для увеличения грузоподъемности лебедок широко применяют полиспасты.

Блок полиспаст. Устройство полиспаста.

Полиспастом называют систему из двух блоков, соединенных между собой тросом. Один из блоков неподвижно закрепляется на специально установленных перекладинах, а второй остается подвижным. К подвижному блоку подвешивается на тросе груз.

Один из концов троса прикрепляется к обойме неподвижного или подвижного блока. Затем трос пропускается последовательно через ролики обоих блоков и вторым концом навивается на барабан лебедки.

Полиспасты изготовляются с концами троса, которые сходят с неподвижного или подвижного блока. На практике применяются преимущественно полиспасты со сходящими концами с неподвижного блока. При четном числе роликов неподвижный конец троса крепится к неподвижному блоку, а при нечетном числе роликов неподвижный конец троса крепится к подвижному блоку полиспаста.

Таль ручная. Устройство талей.

Для подъема груза на небольшую высоту применяют подъемный механизм, называемый талью. Таль (рис. 2) состоит из полиспаста с червячной передачей и тягового колеса, приводимого во вращение легкой бесконечной калиброванной цепью. Вращение червячного вала передается червячному колесу, на одной оси с которым сидит зубчатое колесо. Через него перекинута грузовая калиброванная цепь. Один конец цепи прикреплен к обойме тали, в петле которой подвешен подвижной грузовой цепной блок полиспаста с крюком. Подъемная высота тали до 3 м при незначительной скорости подъема — до 0,25 м/мин. При монтаже котельного оборудования тали получили широкое распространение.

Рис. 2. Таль:

1 — гоночное колесо; 2 — червяк; 3 — червячное колесо; 4 — неподвижный цепной блок; б — подвижной цепной блок.

Кроме талей ручного действия, которые приводятся в действие усилиями одного-двух рабочих, изготовляются тали с электрическим приводом, грузоподъемностью от 0,5 до 1,0 г.

Тали подвешиваются к неподвижным перекладинам, по которым они могут перемещаться, или к подвижным приспособлениям, место расположения которых меняется в зависимости от потребности. Подвижным приспособлением может служить тележка на двух или четырех роликах, которые катятся по нижней полке двутавровой балки (монорельсе).

Домкрат

Вместе с талями и лебедками применяются домкраты. Они предназначены для подъема и опускания грузов на небольшую высоту. Домкраты делятся на: гидравлические, винтовые и реечные. Наибольшее применение при монтаже котельного оборудования получили винтовые, реечные и пневматические домкраты (рис. 3). Очень удобны в эксплуатации винтовые домкраты, т. к. они обладают самоторможением. Для подъема небольших (легких) грузов используют реечные домкраты, которые обеспечивают высокую скорость подъема грузов.

Рис. 3. Домкраты:

а — винтовой; 6 — реечный; в — гидравлический.

Домкрат винтовой

По конструкции винтовой домкрат состоит из корпуса, в котором закреплена гайка с винтом, имеющие резьбу квадратного профиля. При вращении винт получает поступательное движение, и этим самым расстояние между основанием корпуса и выступающим концом винта увеличивается на 350—400 мм. Подъемная сила винтового домкрата от 3 до 25 т. На монтажных работах обычно применяют домкраты грузоподъемностью от 5 до 10 г.

Домкрат реечный

Реечный домкрат изготовляется почти с такой же подъемной силой (до 20 т), как и винтовой, и состоит из корпуса, внутри которого находятся рейка и шестерни, при вращении которых рейка получает поступательное движение и выдвигается из корпуса на 350—400 мм.

Домкрат гидравлический

Гидравлические домкраты, имеющие подъемную силу от 100 до 200 т, являются необходимым оборудованием при монтажных работах. Недостатком их является небольшая высота подъема и ненадежность работы насосов.

Принцип работы полиспаста

По сути, полиспаст является системой рычагов, роль которых выполняют части каната, находящиеся между блоками. Как известно, закон рычага гласит что, выигрывая в силе, проигрываешь в расстоянии, а значит, и в скорости, и наоборот. Значит, для перемещения груза на 1 метр механизмом с двойным выигрышем придётся выбрать 2 метра каната, то есть потратить в 2 раза больше времени. Прилагаемое усилие будет в 2 раза меньше массы груза, однако, количество затраченной энергии не изменится.

Точно так же подсчитывается выигрыш по расстоянию, если точки крепления полиспаста и груза поменять местами.

Кратность

Это основная характеристика, показывающая, во сколько раз полиспаст теоретически увеличивает усилие или скорость. Величина кратности определяется количеством ветвей троса, между которыми распределена нагрузка и может быть чётной или нечётной. В первом случае свободный конец троса закрепляется на неподвижной части грузоподъёмного механизма, а во втором прицепляется к обойме крюка.

Может показаться, что увеличивая число блоков можно бесконечно умножать усилие.

Однако никто не отменял трение, на преодоление которого даже в лучших моделях шкивов тратится не менее 10% усилий. Поэтому если подсчитать реальный выигрыш с учётом трения для полиспаста кратностью 5:1 (5*0,9*0,9*0,9*0,9 = 3,28), результат окажется более скромным. А если вместо блоков использовать карабины (например, в альпинизме), у которых потери на трение значительно больше выигрыш будет ещё скромнее.

Читать еще:  Газосиликат и газобетон отличия

Классификация

Полиспасты, назначение и устройство которых не изменилось за прошедшие века, могут быть силовыми и скоростными. Первые применяются на грузоподъёмных механизмах, а вторыми оборудуются подъёмники. По исполнению они изготовляются:

  1. Простые схемы, состоящие из линейной последовательности блоков. Они соединяются между собой и с грузом общим канатом.
  2. Сложные. Это система, в которой последовательно соединены не отдельные блоки, а несколько самостоятельных механизмов. Такое решение позволяет создавать схемы полиспастов с большой кратностью при малом количестве блоков. Например, соединение полиспастов, обладающих кратностью 2:1 и 3:1, даст выигрыш в 6 раз при использовании всего трёх блоков. За счёт меньших потерь на трении реальный результат будет более высоким, нежели у простой конструкции с аналогичными параметрами.
  3. Комплексные полиспасты занимают отдельное место. Это система полиспастов из простых и сложных механизмов, соединённых таким образом, что блоки при подъёме движутся навстречу нагрузке.

Формулу расчета КПД блока полиспаста

Как всегда, КПД показывает отношение выполненной работы к затраченной. Для дальнейших расчетов давайте немного обратимся к практике.

  • Первое.
    При прочтении у вас, скорее всего, сразу возник вопрос о каких углах отклонения вообще идет речь? Действительно, современные полиспасты их просто не имеют. В этих углах нет никакого практического смысла. Можно смело заменить синус из формулы на единицу.
  • Второе.
    Как уже упоминалось ранее, значение q крайне мало относительно f. В реальных условиях его опускают. Также очень малое значение имеют диаметр ручья полиспаста.

Ну, собственно, у нас остается только сила трения блока полиспаста о его втулку. Таким образом, основное значение при выборе полиспаста имеет качество материалов, из которых он изготовлен, а вернее материалы втулки.

При расчетах используются следующие величины КПД блока полиспаста:

  • 100% — недостижимый идеал;
  • 97% — среднее значение при использовании бронзовых втулок в подшипниках качения;
  • 95% — средние значение при использовании подшипников скольжения;
  • 93% и меньше — сильно запыленные места, сильно повышенная температура или агрессивные среды использования.

Не забываем, что мы до сих пор рассматриваем один единственный ролик, а он у нас не один и не два.

Полиспласт как выглядит, фото

Как сделать полиспаст самостоятельно

В домашнем хозяйстве нет необходимости ежедневно поднимать тяжести, поэтому для разовых работ можно сделать подъёмное устройство своими руками. Всё, что потребуется для этого найдётся в мастерской запасливого хозяина:

  • стальные шпильки с резьбой;
  • подшипники;
  • ролики;
  • верёвка;
  • крюк.

Подшипник вставляют в ролик и насаживают на шпильку. Накручивают гайку и стопорят её, чтобы не тратить зря усилий на прокручивание получившегося вала. К шпильке крепится крюк или стропы. Один конец верёвки, пропущенной через сделанный блок, закрепляют на неподвижной опоре, а за другой тянут вверх при подъёме груза. Получился простейший полиспаст кратностью 2:1.

Поскольку работать с таким механизмом неудобно следует сделать ещё один блок и, закрепив, пропустить через него верёвку. Теперь её можно будет тянуть вниз и даже соединить с лебёдкой. Кроме улучшения условий работы, это обеспечит возможность, при необходимости, фиксации груза в любом промежуточном положении.

Для полиспаста, сделанного своими руками, лучше использовать верёвку, а не стальной трос. Её преимуществом является то, что она позволяет быстро собрать или разобрать конструкцию. Выбирать следует статические виды, которые не растягиваются. Динамические типы «съедают» часть выигрыша в силе.

Расчет блока полиспаста

  • Sн — сила, с которой груз воздействует на блок полиспаста;
  • Sс — сила, с которой мотор крана воздействует на блок полиспаста;
  • а (альфа) — потенциальный угол отклонения от оси;
  • d — диаметр втулки блока полиспаста;
  • D — диаметр ручья блока полиспаста.

На основе данной схемы полиспаста составим уравнение моментов сил.

  • Sн*R -момент силы воздействия груза;
  • q*Sн*R — момент силы необходимой на сгибание и разгибание троса;
  • N — нагрузка на ось блока полиспаста;
  • f — коэффициент трения втулки полиспаста о блок.

Коэффициент q определяется экспериментально и означает жесткость данного троса при огибании данного ролика полиспаста. Силы, возникающие при набегании и сбегании троса, обусловлены структурой самого троса, а точнее силами трения ниток внутри троса.

Как вы сами понимаете по сравнению с силами трения втулки блока полиспаста необходимое усилие на сгибание и разгибание троса крайне мало. Поэтому рекомендую пока об этом коэффициенте сильно не задумываться.

Теперь найдем нагрузку на ось блока полиспаста. Разницей в нагрузках на набегающей и сбегающей ветках мы пренебрегаем.

Струбцины своими руками из такелажной скобы

Книга издательства «АНКРЕ» «Santa Caterina» это монография о средиземноморском рыболовном судне 1759 года. Эти небольшие кораблики использовалось для рыбной ловли, каботажного плаванья, и несли одну мачту, бушприт и два латинских паруса.

Но про само судно поговорим как нибудь в другой раз, а сегодня будет реклама одного настоящего мастера судомоделиста. Это Сергей Кутузов который ведет свой канал на ютубе и инстаграмме, и если вы подписаны и смотрите такие каналы как «Левша», он вам будет тоже очень интересен.

В своих роликах Сергей показывает не только сборку модели, но и подробное изготовление дельных вещей и разных приспособлений, которые помогают заниматься нашим хобби. При этом каждый такой инструмент выполнен на высокопрофессиональном уровне.

Один из последний роликов на его канале посвящен изготовлению небольших струбцин, которые полезны при работе с обшивкой модели.

Наверно, многие из нас просто бы купили такие инструменты в магазине. Но если говорить о качестве, а не о китайских подделках, то они стоят очень дорого. Учитывая сколько бы их потребовалось для работы – так можно разорить даже миллионера.

Сергей тоже так считает, поэтому он решил переделать простую такелажную скобу. Конструктивно она требует небольших переделок, но стоит намного меньше, чем миниатюрный проф. инструмент

А далее – начинается магия рук. В своем ролике Сергей подробно показывает каждый этап процесса изготовления самодельных струбцин. При этом это настоящий минифильм с хорошей озвучкой, проф монтажом, качественной съемкой. Конечно, само изготовление такого ролика требует дополнительных трудов, но результат себя оправдывает.

В итоге у него получились вот такие струбцинки, выполненные своими руками. Они удобны что бы фиксировать обшивку, но и для других работ наверняка еще пригодятся.

Сам ролик вы можете посмотреть на ютубе по ссылке ниже. Но так как это реклама – я надеюсь что вы подпишитесь на его канал. Там еще много интересного.

Читать еще:  Расширяющийся цемент НЦ 40

И обязательно подпишитесь на его инстаграм. Он его специально заводил, что бы показывать работу над новой моделью. Но как это обычно бывает, поменялись обстоятельства и сейчас ему некогда заниматься.

Самодельное приспособление для кладки блоков

Начинающие каменщики или просто строители-самоучки, кто впервые строят дом или забор своими руками, часто сталкиваются с проблемой при кладке блоков или кирпича.

Проблема заключается в том, что не получается выдержать одинаковую толщину горизонтального шва между рядами блоков.

В результате процесс кладки блоков или кирпича отнимает много времени и сил, а качество кладки «хромает».

Чтобы ускорить кладку блоков и повысить качество работ, рекомендуем использовать простое приспособление для кладки блоков.

фанера толщиной 15-20 мм;

Из фанеры вырезаются две боковых части с «ушками», в которых необходимо просверлить отверстия. Сверху прикручиваются на саморезы деревянные рейки.

Обратите внимание: толщина деревянной рейки должна соответствовать толщине слоя кладочного раствора.

После этого необходимо будет отрезать две резьбовых шпильки подходящей длины. Вставляем их в отверстия, фиксируем барашковыми гайками.

С внутренней стороны стенок приспособления на шпильки накручены две шестигранных гайки, при помощи которых можно регулировать ширину самодельного приспособления.

Как работать с приспособлением для кладки блоков

Выставляем необходимую ширину, в зависимости от ширины стенового блока или кирпича, и укладываем на уже законченный первый ряд.
Внутреннюю часть приспособления заполняем кладочным раствором, и разравниваем (верхние деревянные рейки выступают в качестве направляющих маяков).
Передвигаем приспособление, и повторяем те же операции.

Таким образом, мы делаем дорожку из цементного раствора одинаковой толщины. Потом останется только установить блоки. Все очень просто.
Подробно о том, как своими руками изготовить приспособление для кладки блоков, можно посмотреть ниже — в авторском видеоролике.

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

2.5. Монтажные блоки

При выполнении такелажных работ широко используют мон­тажные блоки (рис. 2.33) различной грузоподъемности.

Блоки применяют для подъема или перемещения грузов (грузо­вые) и для изменения направления движения канатов (отводные). Все блоки, предназначенные для монтажа, называются монтаж­ными. На монтажных работах используют одно- и многорольные блоки.

Однорольные блоки применяют обычно как отводные и для подъема легких грузов, многорольные — для тяжелых грузов. Мон­тажные блоки позволяют уменьшить силу, необходимую для подъе­ма или перемещения груза (блоки подъемные, грузовые), а также изменить направление движения каната (блоки отводные, непод­вижные, направляющие).

Однорольный блок состоит из ролика, который по периметру имеет канавку (ручей) для каната. Ось блока закреплена между двумя щеками. Щеки блока усилены тягами, наверху которых ус­тановлена скоба для крепления каната, а внизу — крюк (петля) для подвески груза.

При выборе блока необходимо соблюдать два основных требо­вания:

· нужно обеспечить допускаемое отношение диаметра ролика блока к диаметру каната;

· глубина ручья ролика должна превышать диаметр каната не менее чем на 4. 5 мм.

Блоки изготавливают из стали литьем, штамповкой или свар­кой.

Для повышения долговечности каната используют блоки, фу­терованные алюминием, резиной или пластмассами. Техническое освидетельствование блоков производят не реже одного раза в год. Каждый монтажный блок должен иметь заводское клеймо, на ко­тором указывается его грузоподъемность.

Рис. 2.33. Монтажные блоки:

а — однорольный; б — двухрольный; 1 — грузовой крюк или петля; 2 — ось роликов; 3 — тяги; 4 — щеки; 5 — ролики; 6 — траверса; 7 — ось с роликом для крепления каната

Такелажные блоки: конструкция и применение

Человечество давно изобрело простыеустройства, эффективно помогающие переносить грузы. Блок представляет собойколесо с желобом по окружности, которое вращается вокруг своей оси. Такелажные блоки используют для перемещения грузов, работ на высоте и на стройке. Этиэлементы увеличивают тяговое усилие грузоподъемных устройств за счет изменениянаправления движения. Блок усиления — это механический элемент, через которыйпротягивают трос. При этом выигрыша в механической работе нет, если уменьшаетсясила, настолько же увеличивается расстояние. Механизм работает по принципурычага.

Конструкция и назначение приспособления

У блока может быть различная конструкция иматериал. Его шкивы бывают двух типов — металлические и нейлоновые. Для тросовпредназначены металлические, для канатов — нейлоновые. Не рекомендуютнейлоновый шкив применять с металлическим тросом. В этом случае элементизносится быстро и станет непригодным. Блоки бывают:

• металлические делятся на оцинкованные иникелированные;

• с вертлюгом и без него — при наличии данногоустройства можно менять направление движения груза.

Блок состоит из корпуса, чаще всего онметаллический. Нагель — это ось внутри корпуса, а шкив — ролик, в нем естьуглубление, именуемое кипом. Щекой называют перегородку между роликами, непозволяющую съезжать тросам и тереться между собой. Применение вертлюганеобходимо, если есть нежелательное перекручивание каната.

Обычно самый большой размер диска рассчитан наработу с массой не больше 1200 килограмм. Блоки используются не однотысячелетие. Раньше их делали из дерева, а веревки были пеньковые. В наше времяверевки синтетические, если шкив пластиковый. С металлическим аналогомприменяют трос из металла.

Что такое полиспаст

Это устройство было изобретено еще до нашейэры в Древней Греции. Оно предназначалось для облегчения транспортировки грузовпри разгрузке кораблей. Авторство изобретения некоторые источники приписываютАрхимеду. Это устройство состоит из нескольких блоков, собранных в единоеустройство. Оно предназначено для выигрыша в силе или скорости. В силовомполиспасте груз подвешивают к подвижной обойме. Усилие прикладывается к частиканата, натянутого на последний из последовательных блоков.

Чаще всего полиспаст — это часть механизмаподъема и изменения вылета стрелы подъемного крана. Такие устройстваприменяются даже при электрификации железных дорог для протягивания проводов.Также их применяют для вытягивания застрявшего автомобиля при отсутствиилебедки.

Применение блоков

Такелажное оборудование — это совокупностьразличных приспособлений для поднятия, фиксации и перемещения грузов. Блокииспользуются для уменьшения усилия при движении груза и применения принципарычага. Канатные блоки нашли применение в монтажной, строительной и такелажнойсфере.

Блоки могут оснащаться запорами, крюками,скобами, запорными пальцами, щекой. Они бывают открытыми или закрытыми.Производятся модели, рассчитанные на грузы различного веса. Такелажные блокиэксплуатируют для:

• подъема груза на определенную высоту;

• снижения силы трения;

• получения выигрыша в силе по принципурычага;

Блок — несложное и полезное устройство дляснижения усилия при перемещении любых грузов. В промышленности эти устройствачасто бывают частью сложной системы для повышения эффективности большогомеханизма. В быту они облегчают ручной труд, особенно, в небольших строительныхработах. Самый простой пример применения этих приспособлений — подъем банкикраски с поверхности земли на этаж.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector