Как правильно класть асфальт?
Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника
Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.
Способы укладки асфальта
Холодное асфальтирование
При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.
Горячее асфальтирование
При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.
Этапы укладки асфальта
1. Разрабатывается проектно-сметная документация
Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:
- размер участка,
- объемы работ,
- предварительная стоимость.
Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.
Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.
2. Земляные работы
Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.
Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.
Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.
Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.
Хотите купить песок или щебень с доставкой?
Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49
3. Подготавливается основание
На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:
- Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
- Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
- Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.
Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.
Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.
Схема правильного дорожного «пирога»
4. Укладка асфальта
Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).
При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.
ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011
Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.
Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее — смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.
Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF
Техника для асфальтирования
На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:
Бульдозер
Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.
Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:
- чтобы подготовить грунтовое основание,
- чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
- для подготовки дорожного основания к асфальтированию.
Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.
Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.
Погрузчик
Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.
Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.
Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:
- бульдозерными отвалами,
- ковшом,
- скреперными рабочими органами и пр.
Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно — опавшей листвы, снега, веток и пр.
Грейдер
Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.
Асфальтобетоноукладчик
Асфальтобетоноукладчик — вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.
Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!
Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.
Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.
Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.
Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Видео – Правильная технология укладки асфальта
Видео – Современные технологии асфальтирования
Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны
Как правильно класть асфальт?
Асфальтировка любой территории должна производиться с учетом норм. Как правильно укладывать асфальт, определяют положения СНиП и ГОСТ. Технология укладки асфальта своими руками содержит несколько этапов:
- планирование;
- земельные работы;
- формирование основания;
- асфальтировка.
Инструкция по укладке асфальта
Как уложить асфальт своими руками: планирование
Перед тем как сделать асфальтированную дорогу поверхность следует очистить от загрязнений, а затем сделать разметку. Разметка должна отражать пешеходную зону, места для проезда автомобиля, другие важные моменты. По разметке будет составляться схема асфальтировки.
Как положить асфальт своими руками: земельные работы
Перед землеройными работами необходимо удалить с участка все растения с корнями. Верхний грунт полностью снимается и удаляется. Если растения проникли глубоко под землю, потребуется удалить больше грунта. В некоторых случаях может потребоваться спецтехника, которую можно взять в аренду по часам.
Удаленный грунт следует сразу вывезти с территории, чтобы его не размыло во время дождя. После вывоза грунта земельный участок разравнивают, уплотняют катком.
Как самому уложить асфальт: формирование дорожной подушки
Важный этап перед укладкой асфальта, который отвечает за стойкость асфальтового полотна в будущем. В подготовленный земляной котлован засыпается песчано-щебенчатая смесь и равномерно распределяется. Материал укладывается в несколько слоев, каждый пласт трамбуется отдельно. Нижний пласт будет крупнозернистым по составу, а самый верхний – мелким.
Нарушать последовательность нельзя, так как у каждого сырья свое назначение:
- крупные камни идут на дренаж;
- средние улучшают распределение нагрузки;
- мелкие лучше сцепляются с асфальтовой смесью, гарантируя гладкость полотна.
При формировании дорожной подушки нельзя забывать о водостоке. Он делается под уклоном в сторону грунтовой почвы или специально отведенных водосборников.
Каждый пласт основания необходимо выровнять, утрамбовывая катком не меньше 5 раз. Для небольшого участка будет достаточно арендовать оборудование для укладки асфальта весом до 3 тонн. Компактный виброкаток спокойно пройдет на небольшую территорию и справится с поставленной задачей. В труднодоступных местах, чтобы сделать асфальтированную дорогу, используют виброплиту.
Как укладывать асфальт
После формирования дорожной подушки наступает основной этап – укладка асфальта своими руками на своем участке. Асфальтовая смесь кладется в несколько слоев, поэтому потребуется материал разной зернистости. Лучше покупать готовое сырье, а не экспериментировать с созданием своей технологии.
Для асфальтирования во дворе используют средне- и мелкозернистый материал. Для каждого участка потребуется свой материал. Чтобы самому положить асфальт, можно выбрать общую универсальную асфальтовую смесь, меняя только толщину и количество пластов.
Если необходимо обновить покрытие во дворе, можно проложить однослойное покрытие: по поверхности распределяют 10-15 см песка, а затем кладут смесь толщиной 5 см. Для подъезда автомобиля потребуется более плотное покрытие: щебенка должна быть не меньше 40 см, а асфальтную смесь кладут в два слоя, толщина каждого не меньше 8 см.
После укладки поверхность выравнивают и трамбуют катком. Между пластами необходимо использовать битумную пропитку, которая дает лучшее сцепление материала.
Как правильно положить асфальт на старое покрытие
Если во дворе уже есть асфальтное полотно, которое нужно просто обновить, снимать старое покрытие не нужно. Достаточно убрать всю грязь с поверхности, а затем залить поврежденные участки битумом. Сверху кладется один слой асфальтовой смеси и трамбуется катком.
Сделать асфальт своими руками на даче только внешне кажется простым и понятным процессом. На деле сделать асфальтированную дорогу – это сложная задача, которая требует соблюдения правил, следует знать, как правильно класть асфальт на дорогу. Только при соблюдении технологии, зная как правильно укладывать асфальтовое покрытие, можно получить качественную, прочную дорогу, которая прослужит много лет.
Технология асфальтирования
Мы все уже привыкли настолько к асфальтированным дорогам и площадкам, что их отсутствие вызывает удивление и недовольство. Покрытия такого типа присутствует почти везде. Асфальтом закатывают не только дороги, но и тротуары, спортивные площадки. Такие поверхности способны выдерживать значительные нагрузки механического характера. Отметим, что особенно востребованным становится этот искусственный материал в период с весны до осени.
Какие виды существуют
Сейчас применяют покрытия только двух видов:
- Асфальтовые.
- Дегтевые.
Что касается температуры укладки, то асфальтовые составы подразделяются на два типа:
- Покрытия горячего типа. Их укладывают при температуре выше 140 градусов. Для этого необходима специальная техника. Горячее асфальтовое покрытие отличается высокой прочностью, поэтому его применяют для укладки дорог, городских улиц и площадей.
- Холодный асфальт. Этот тип смеси еще называют теплой, а готовят ее с использованием битумов, у которых понижена вязкость. Холодный материал укладывают при температуре от 80 до 120 градусов. Асфальтовые покрытия такого рода чаще всего используются во дворах, на детских площадках, тротуарах и других местах, которые не подвергаются большим нагрузкам.
Классификация
Все асфальтовые смеси делятся на три класса по размеру зерен минеральных компонентов.
Первый класс – это крупные зерна. Самые большие из них могут достигать четырех сантиметров. Материал такого калибра подходит для укладки трасс. Он способен выдерживать движение большого количества грузовых автомобилей.
Второй класс – это средние зерна. Самый большой их размер может составлять 25 миллиметров. Такой материал применяют для облагораживания пешеходных улиц и площадей.
Третий класс – это мелкие зерна. Частички смеси в этом случае не превышают размера в пятнадцать сантиметров. Мелкая фракция позволяет добиться плотного прилегания зерен друг к другу. Поэтому в процессе утрамбовывания поверхность получается идеально ровной. Покрытие такого класса подходит для облагораживания дворов и площадок для спорта.
О благоустройстве
У любого покрытия имеются свои достоинства и недостатки. Асфальт не является исключением. Его достоинством можно считать возможность использования специализированной техники в процессе укладки. Отметим, что строительный бетон, к примеру, укладывается только вручную, что невероятно тяжело.
Главным же недостатком этого искусственного материала считается его сильных запах. А все потому, что в составе смеси присутствует битум, который под воздействием высоких температур начинает сильно пахнуть. Это доставляет определенный дискомфорт.
Если говорить об асфальтировании, то этот процесс довольно сложный. Он требует четкого соблюдения технологии. Отметим, что для каждого отдельного этапа укладки существуют свои нормы. Если все правила будут соблюдены, то готовое покрытие прослужит много лет. Стоит также добавить, что в процессе укладки используется разнообразная техника и оборудование. Поэтому мало просто привлечь опытных специалистов и детально изучить технологию. Нужно еще иметь лицензию, подтверждающую, что компания имеет право на предоставление соответствующих услуг.
Кроме того, подрядчик должен знать, как правильно рассчитать толщину будущего покрытия, как выполнить разметку, произвести все необходимые работы. Также он обязан гарантировать качество. Это очень важно, ведь каждый из нас прекрасно знает, как любят отечественные компании экономить на этом процессе. В результате этого дорожное покрытие рассыпается всего за один сезон.
Укладка дорожного покрытия
Итак, укладка асфальта – это многоступенчатый технологический процесс. Выполнять его непросто, особенно в холодное время года. Важно проявить предельную точность и скрупулезность. Если стандарты будут нарушены, то расход материалов значительно повысится, а покрытие быстрее придет в непригодность.
Но для начала давайте разберемся, из чего же состоит асфальтовое покрытие. А входят в его состав следующие компоненты:
- Щебень.
- Песок.
- Битум и битумная эмульсия.
- Минеральный порошок или каменная мука.
- Асфальт.
Каждый из этих компонентов берется в строго определенных пропорциях. Ни в коем случае нельзя заменять чистый щебень и песок продуктами камнедробления.
Рабочий процесс начинается с того, что местность тщательно размечают. Асфальт должен быть на одном уровне с землей. Именно поэтому вначале подготавливают сам грунт. Самую рыхлую его часть снимают при помощи бульдозера. Получается как бы ванна для укладки материала. Ее дно засыпают песком, который уплотняют при помощи виброкатка и накрывают особым материалом. Называется он геотекстиль. Его функция заключается в том, чтобы препятствовать проваливанию щебня в песчаный слой. За счет этого повышается уровень прочности.
Сам же асфальт укладывается либо на жесткое основание из бетона, либо на щебневую подушку. Для ее подготовки используют щебень трех видов. Вначале засыпается самый крупный вид, а потом средний и мелкий. По мере подсыпания каждый из слоев тоже утрамбовывается при помощи катка. Когда подушка будет готова, ее необходимо полить эмульсией из битума.
Заключительным этапом является укладка асфальта, который тщательно перемешивают с мелким песком и мукой из камня. Эту смесь нагревают до нужной температуры и укладывают слоями. Каждый из них должен быть примерно семь сантиметров толщиной. В процессе укладки используют асфальтоукладчик. Эта серьезная техника оснащена множеством датчиков и собственным компьютером. По завершению процесса готовое покрытие снова поливается битумной эмульсией.
Отметим, что технология может и изменяться. Все зависит от того, какой тип материала будет использоваться в процессе. К примеру, горячий асфальт укладывают совсем не так, как холодный. Обновление существующего покрытия так же выполняется по иной технологии. В этом случае нет необходимости делать новое основание. Нужно либо просто снять старое покрытие, либо обеспечить качественное сцепление старого и нового слоев. Отметим, что нельзя укладывать асфальт в дождливую погоду. Это приведет к слишком быстрому остыванию состава, что помешает уплотнить его соответствующим образом.
Если же укладка асфальта будет происходить в зимнее время, то необходимо использовать теплый асфальтобетон. Его главное отличие заключается в содержании специальных присадок. Именно благодаря им укладка асфальта в зимнее время становится возможной.
Что касается укладки холодного асфальта, то его, как правило, используют при ямочном ремонте. Дело в том, что холодное покрытие достигает необходимой прочности благодаря сжатию. Другими словами готовую смесь просто укладывают на нужный участок и трамбуют при помощи тяжелой техники. По окончанию ремонтных работ движение транспорта полностью восстанавливается, что тоже способствует повышению прочности уложенной смеси. Холодный асфальт хорошо тем, что укладывать его можно при любых погодных условиях. Более того, такая технология позволяет минимизировать количество отходов. Материал, который останется, можно будет использовать в дальнейшем.
О дефектах асфальтового покрытия и способах их устранения
Теперь давайте рассмотрим, какие дефекты могут появляться на асфальтовом покрытии, разберемся в причинах их появления и в том, как их ликвидировать.
- Короткие волны, повторяющиеся через каждые полметра. В этом случае, скорее всего, состав неравномерно подается на шнековые питатели укладчика. В итоге давление выглаживающей плиты на поверхность постоянно меняется. Чтобы устранить изъян, нужно внимательно осмотреть элементы питания асфальтоукладчика и саму выглаживающую плиту. Также необходимо обратить внимание на температуру состава и его стабильность.
- Волны длинного типа. Такой брак возникает из-за колебаний состава и его температуры. Также причина может крыться в резких изменениях движения катка. Кроме того, этот изъян может являться отражением неровностей самого основания. Устраняется дефект путем контроля работы укладывающих механизмов и качества рабочего состава.
- Разрывы посередине уложенного слоя, по его краям и по всей поверхности. Здесь виноват, скорее всего, сам асфальтоукладчик, а точнее его выглаживающая плита. Также деформирование покрытия может происходить из-за низкой температуры рабочего состава и присутствия в нем посторонних компонентов. Устранить разрывы можно путем строгого контроля работы укладывающего оборудования. Одиночные разрывы латают только путем засыпания горячей смеси непосредственно перед дорожным катком.
- Неравномерная текстура поверхности. Этот дефект появляется из-за того, что состав расслаивается, понижается его температура или же он просто неправильно подается на укладчик. Чтобы устранить изъян, нужно определить причину его появления и проконтролировать работу асфальтоукладчика.
- Растрескивание. Данный дефект может проявиться еще в самом начале укаточного процесса. Проблема может крыться в чрезмерной пластичности состава или его высокой температуре. Реже поверхность трескается из-за большой температурной разницы между смесью и основанием. В этом случае асфальтовый состав проверяется и корректируется, подправляется уплотняющий режим. Может помочь так же замена звеньев дорожных катков.
- Битумные пятна на поверхности. Этот изъян возникает в самом начале эксплуатации. Это может сделать покрытие более скользким, особенно, если идет дождь. Причиной такого дефекта является слишком большое количество битума в составе смеси, ее расслоение, присутствие в ней воды. Возможно, что в самом основании содержится слишком много битума. Устранить этот недостаток можно путем контроля уровня влаги и битума в смеси, изменения ее состава. В крайнем случае, жирные пятна можно посыпать мелким песком.
- Низкое качество швов соприкасания полос. Такая неприятность может произойти в том случае, если не соблюдать правила укладки. Естественно, что устраняется она путем строгого соблюдения технологии укладки асфальтового покрытия. Также специалисты рекомендуют разогревать холодные спайки газовыми горелками, а затем подкатывать их катком.
- Неодинаковая толщина слоев. Брак такого типа возникает либо из-за того, что выглаживающая плита не отрегулирована, либо из-за того, что сам укладчик ехал слишком быстро. В этом случае необходимо скорректировать работу асфальтоукладывающей машины.
- Продольные трещины. Изъян такого рода возникает по причине того, что нижний слой плохо утрамбован. Когда каток движется, то этот слой смещается. В результате этого и появляются трещины. Устранить дефект можно лишь частично, и то пока смесь еще не остыла.
Видео. Как делают асфальт ?
Видео. DYNAPAC SD2500C: потрясающее качество укладки асфальта
Гайд по технологиям укладки асфальта от команды «Альфа-Асфальтирование»
Главная Статьи Гайд по технологиям укладки асфальта от команды «Альфа-Асфальтирование»
Когда нужно проложить новую дорогу, сделать детскую площадку или стоянку для автомобилей, асфальтирование — первый метод, который сразу приходит в голову. И дело не только в дешевизне процесса. Это практичный и легкий способ создать прочное покрытие, которое при соблюдении всех ГОСТов прослужит долгие годы и выдержит практически любые нагрузки.
Два основных вида асфальта
Когда мы говорим о видах асфальта, то имеем в виду два основных способа укладки смеси:
Наиболее популярная технология укладки асфальта, поскольку позволяет быстро, довольно просто и недорого создавать прочные дорожные покрытия, в том числе и для автомагистралей, по которым движутся большегрузы. Другие методы проигрывают горячему асфальтированию по сочетанию перечисленных факторов.
Асфальтовая крошка не может стать основанием для дорог с высокой транспортной нагрузкой. Ее сфера применения — второстепенные дороги, подъездные пути, детские, спортивные и дворовые площадки, а чаще всего — ямочный ремонт. Использовать материал для восстановления дорог — идеальное решение. Движение может продолжаться сразу после того, как повреждения будут засыпаны и утрамбованы.
Состав
Все виды асфальта содержат одни и те же компоненты: битум, песок, щебень/гравий и минеральные порошки. Разница в том, каково процентное соотношение материалов.
Битум
Относится к смолоподобным продуктам, полученным в процессе нефтепереработки. Служит связующим звеном для других компонентов асфальта. Чем больше транспортная нагрузка на покрытие, тем больше битума в составе.
Песок
Является мелкодисперсным наполнителем, который заполняет пустоты между крупными элементами. Нельзя использовать обычный речной песок. Нужен специальный очищенный материал, поскольку от этого зависит прочность будущего полотна.
Щебень, гравий
Повышают прочность полотна. Если по дороге будет ездить техника весом больше 5 тонн, в состав обязательно включается щебень диаметром до 15 мм. Такой асфальт выдерживает высокие транспортные нагрузки, а риск появления колеи снижается. Для пешеходных дорожек достаточно материала до 3–5 мм, который выступает амортизатором и наполнителем.
Минеральный порошок
Получается в результате дробления известняка и окаменевших останков. Имеет вязкую структуру, содержит большое количество углерода, уменьшает внутренние нагрузки. Используется в составе дорог, которые испытывают большие транспортные нагрузки, а также при строительстве мостов.
Процентное соотношение материалов по СНиП
Чтобы узнать, как правильно положить асфальт, просмотрите СНиП 3.06.03-85, который регулирует процентное соотношение компонентов и степень уплотнения материалов:
- По суммарному содержанию щебня все смеси делятся на 3 группы: А (50-60%), Б (40-50%), В (30-40%). Есть еще Г и Д — песчаные смеси (0% щебня). Чем больше нагрузка на дорогу, тем выше содержание щебня/гравия. Для создания тротуаров и асфальтирования частных территорий подойдут и песчаные смеси.
- Минеральный порошок выполняет роль лигатуры, структурирующей битум и придающий вязкость массе. Его количество растет с ростом нагрузки на полотно и может составлять от 7,5 до 15% от общей массы. Для создания второстепенных дорог и площадок не используется.
- Количество битума варьируется от 1 до 11% от общего состава массы. Чем прочнее должно быть покрытие, тем больше битума будет в составе смеси.
Асфальтовые пропитки
Согласно ГОСТ 11-10-75, рекомендуется использовать пропитки:
- Полимерная с акрилом в составе. Стоят дорого, целесообразно использовать на небольших территориях, например, теннисных кортах, спецплощадках. Обладают высокой прочностью, могут быть цветными.
- Каменноугольная смола. Не разрушается под воздействием нефтепродуктов, долго служит, имеет цвет.
- Битумная эмульсия. Самое распространенное и доступное покрытие, которое требует регулярного ремонта.
Способы укладки асфальта
Чтобы разобраться, как укладывать асфальт в вашем случае, нужно понимать разницу в технологиях.
Особенность технологии в том, что смесь должна быть привезена на место работы подогретой до 120 градусов. Это необходимо, чтобы добиться высокой степени однородности, которая и обеспечит повышенную плотность и прочность будущего покрытия. Среди недостатков такого решения — в горячую погоду битум испаряется, издавая неприятный запах и становясь экологически небезопасным. К тому же в жаркие летние дни перемещение по таким дорогам для большегрузов ограничено, иначе покрытие может легко деформироваться.
Однако такой способ укладки имеет определенные ограничения в плане температур. Обычная смесь должна укладываться в сухую погоду, когда температура воздуха превышает +5 градусов. При наличии специальных добавок в составе, понижающих вязкость битума, нижняя температурная граница технологии укладки горячего асфальта снижается до -10 градусов.
Холодная технология
Холодный асфальт поставляется на место работы прямо в пакетах. Его не нужно дополнительно разогревать до высокой температуры, а затем тщательно утрамбовывать с помощью вибрационного катка.Отличие в том, что в основе смеси лежит асфальтовая крошка. Это старое покрытие, которое снимается с дорог и фрезеруется, а затем смешивается со специальными добавками, повышающими ее технические характеристики. Такой асфальт вы можете использовать даже при -15 градусах мороза. Главное, чтобы не было снегопада или града.
Четыре основных этапа укладки асфальта
Процесс асфальтирования всегда выглядит одинаково. Будь это компактная детская площадка или магистраль федерального значения.
- Подготовка пакета сметно-проектной документации
Участок всегда имеет уникальные особенности рельефа, размеров, структуры почвы и ее характеристик. Поэтому сначала специалист составляет проект работ, определяет, как положить асфальт, а затем на его основании — смету. Поскольку любое асфальтирование предполагает обустройство дренажной системы, обязательно учитывается прокладка подземных коммуникаций, а также ближайшие лесные насаждения и расположение корневой системы.
Земляные работы
Подготовка участка начинается с того, что снимается слой грунта. Для создания тротуаров достаточно снять 15–25 см почвы, а для магистрали нужен котлован побольше. Почва снимается с помощью бульдозеров и погрузчиков, а разравнивается с помощью грейдеров.Если асфальт укладывается на место старой дороги или площадки, износившийся слой снимается фрезером. В дальнейшем получившуюся асфальтную крошку можно использовать для ямочного ремонта.
Обустройство основания
Сначала насыпается песчаная или песчано-гравийная подушка, затем — слой крупнофракционного щебня, а сверху — щебень мелкой фракции. Чтобы сцепка слоев была максимальной, каждый слой разравнивается грейдером и утрамбовывается. А верхний слой основания может обрабатываться пропитками, чтобы усилить адгезию основания и слоев асфальта.
Укладка асфальта
Смесь может готовиться на месте или доставляться с завода самосвалами. Сначала кладется крупнофракционная смесь, затем — мелкофракционная. Чтобы распределить материал равномерно, используются асфальтоукладчики. Каждый слой тщательно трамбуется вибрационным катком. Для усиления дорог, которые планируется использовать в качестве автобанов, в состав дороги входит армирующая сетка. Она укладывается между слоями асфальта, может пропитываться для лучшей адгезии битумной эмульсией.Когда асфальт уложен, сверху покрытие могут также обработать гидроизоляционными пропитками, чтобы повысить его износостойкость.
Технология укладки асфальта в соответствии с ГОСТом
Ключевой документ — ГОСТ Р 54401-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный, литой, горячий. Технические требования».
Чтобы понять, как правильно укладывать асфальт, познакомьтесь с этим ГОСТом, который регулирует горячее и холодное асфальтирование, а также укладку литых смесей, ямочного ремонта.
Техническая поддержка
Мы разобрались, как кладут асфальт, а теперь сделаем обзор техники, которая потребуется для асфальтирования:
Самоходная машина, которая помогает проводить землеройные и транспортные работы: подготовить грунтовое основание, наносить песок и щебень. Для работы в условиях бездорожья привлекаются гусеничные модели, а для работы в стесненных условиях — колесные аналоги. Последние обладают повышенной маневренностью.
Погрузчик
Самоходная или ручная машина, которая помогает убрать территорию перед укладкой основания, а также укладывать покрытие. Может быть гусеничным и ковшовым. Способен работать с бульдозерным отвалом, ковшом и скреперными рабочими инструментами.
Грейдер
Может быть как самоходным, так и прицепным. Помогает разравнивать и перемещать грунт, а также применяется для уборки территории.
Асфальтобетоноукладчик
Используется для распределения и укладки смеси. Может иметь гусеничный и колесный ход.
Компания «Альфа-Асфальтирование» знает все о том, как правильно класть асфальт. Мы не только выполняем все работы по асфальтированию территорий, но также предлагаем своим заказчикам:
- асфальтобетон и крошку собственного производства;
- профессионально составленные сметы и гарантию толщины каждого слоя будущей дороги, площадки;
- современную технику для укладки асфальта.
Мы отвечаем за качество материалов и выполнения задачи от начала и до конца!
Как положить своими руками асфальт на садовом участке?
Садовые дорожки должны быть не только красивыми, но и надежными. Существуют разные материалы для их мощения, но многие из них дорого стоят. Наиболее экономным вариантом, надо полагать, будет асфальтирование дорожек.
Чтобы понять, как положить асфальт своими руками, необходимо ознакомиться с особенностями данного процесса.
Виды асфальта
По способу получения выделяется асфальт:
- Природный. Образуется в результате гипергенеза и окисления тяжелых нефтяных фракций.
- Искусственный. Получается в заводских условиях после смешивания минеральных порошков, щебня, песка и битума.
Асфальтная продукция пользуется популярностью, поэтому производители улучшают ее состав и методы изготовления. Благодаря этому появляются новые разновидности искусственного сырья.
Состав и применение горячего асфальта
Состоит из гравия, минерального порошка, вязкого битума и песка. При производстве компоненты перемешиваются под воздействием высоких температур, и получается однородная черная масса.
Укладывать его нужно через несколько минут после изготовления, поскольку при остывании уровень сцепления с поверхностью ухудшается и получается некачественное покрытие.
Особенности холодного асфальта
Отличается от остальных видов тем, что в нем используется жидкий битум, а не вязкий. При изготовлении смолистой массы добавляются компоненты, замедляющие отвердение битума.
Литой состав дорожного покрытия
В состав входят те же компоненты, что и в горячий асфальт. Однако в литом содержится в два раза больше минерального порошка и битума. Отличительные черты покрытия – небольшая толщина и рельефность. Эксплуатационные характеристики в 2–3 раза превышают показатели остальных видов.
Цветной асфальт
Можно отнести к холодному и горячему асфальту, так как он производится таким же способом. В состав входят цветные красители и щебень, из-за которых смолистая масса и получила свое название.
Асфальтная крошка
Существует два способа ее изготовления: дробление и фрезерование старых слоев асфальта. Качество крошки зависит от фрезы и состава переработанной смеси.
Как положить асфальт
Преимущества и недостатки асфальта
Материал активно используют для создания дачных дорожек, поскольку он обладает множеством полезных качеств:
- долговечность;
- переносимость резких перепадов температур;
- плотное покрытие;
- стойкость к деформациям;
- водонепроницаемость.
Есть и недостатки, проявляющиеся во время использования асфальта на дачном участке:
- в жаркие летние дни он испаряется, и в организм человека попадают вредные вещества;
- покрытие не подходит для украшения территории, так как оно плохо вписывается в садовые стили;
- если сделать укладку неправильно, то во время сильных морозов она начнет быстро разрушаться.
Подготовка к укладке
Укладка асфальта начинается с подготовки. Она выполняется в несколько этапов.
Планирование
Сначала делается разметка и определяется толщина щебневой подушки с асфальтным покрытием.
Обновляя покрытие двора, достаточно насыпать 10–20 см песка и положить слой асфальта в 5–7 см. При асфальтировании подъездной дороги частного дома делается более прочное покрытие. Толщина щебневой подушки не должна быть меньше 40 см. Асфальт нужно уложить в два слоя с общей толщиной 15–20 см.
Земельные работы
Перед выполнением земельных работ территория проверяется на наличие растительности с большими корнями, от которой нужно избавиться.
В месте, где будет положен асфальт, лопатой снимается верхний слой земли. При проведении более масштабных работ вручную справиться не получится и придется воспользоваться спецтехникой. Лишний грунт вывозится, чтобы во время дождей он не намывался на проезд. В завершении процесса подготовленный земельный участок уплотняется катком.
Подготовка основания
После завершения земельных работ на уплотненный участок земли высыпается щебень в несколько слоев. Сначала нужно сыпать более крупные камни, а потом класть мелкие. У каждого слоя щебня имеется свое предназначение:
- мелкий камень помогает равномерно распределить слой асфальта;
- средний способствует равномерному распределению нагрузки;
- крупный выполняет роль дренажа.
Во время укладки щебня для стока воды делается небольшой уклон в сторону грунта или водосборников.
Уложенное щебнем основание уплотняется катком. Он должен проехаться по поверхности около пяти раз. При асфальтировании большого двора рекомендуется использовать каток с массой около 3–4 тонн и встроенной функцией вибрации. Это позволит качественно уплотнить поверхность. Иногда спецтехника не может добраться до некоторых мест и вместо нее используют виброплиту.
Асфальтирование
После создания щебневого основания можно приступать к укладке. Для этого используется материал разной зернистости. В домашних условиях приготовить качественную смолистую смесь сложно, поэтому лучше приобрести ее. К преимуществам использования заводской смеси относится:
- экономия времени на производстве;
- использование качественного материала.
Чтобы положить асфальт во дворе, необходимо использовать мелкозернистый материал. Он укладывается в один слой толщиной 5–7 см.
При создании подъездной дороги материал кладется в несколько слоев. Снизу кладут мелкий асфальт, а сверху – крупный. Покрытие утрамбовывается катком и заливается битумом для лучшего соединения слоев.
Укладка на старое покрытие
Чтобы разобраться, как правильно положить асфальт на старое покрытие, необходимо ознакомиться с некоторыми нюансами.
Процесс подготовки местности немного изменяется, если работа проводится на заасфальтированной поверхности. В данном случае не нужно проводить земельные работы и достаточно отремонтировать старое покрытие. Оно полностью очищается от мусора и грязи, после чего повреждения на поверхности заливаются битумом, и укладывается новый асфальтный слой.
Ремонт покрытия
Со временем заасфальтированные дорожки разрушаются. Причины этого могут быть разными:
- замерзшая вода в трещинах;
- деформация поверхности под воздействием высокой температуры;
- сильные нагрузки на асфальт.
Ремонтировать поверхность рекомендуется холодным асфальтом, так как он дольше хранится и его можно укладывать даже зимой. Во время ремонта старое покрытие удаляется и ложится новое.
Также вместо асфальта можно использовать бетонную стяжку или тротуарную плитку.
Укладка асфальта своими руками – непростая работа, с которой сложно справиться без подготовки. Во время асфальтирования нужно соблюдать все технологические нюансы, от которых зависит прочность и долговечность покрытия.
Видео по теме: Как положить асфальт
Как правильно класть асфальт?
Асфальтобетон, или асфальт, — это многокомпонентная смесь битума, песка, гравия или щебня. Для улучшения его технических характеристик или с целью снижения стоимости, в его состав могут входить такие дополнительные наполнители как цемент, резиновая крошка, минеральные и полимерные добавки.
Объемное содержание компонентов в асфальтобетоне и их наименований может варьироваться в широком диапазоне, но битум, как основное вяжущее вещество, в этой смеси присутствует всегда.
Надежность асфальтного покрытия зависит от использования в смеси качественных составляющих, их равномерного перемешивания, поддержания температурного режима во время изготовления и хранения. Кроме этого, планируемое место укладки асфальтового покрытия должно находится максимально близко к месту его производства, чтобы время на транспортировку материала по возможности было минимальным.
Достоинства и недостатки материала
Главные достоинства укладки асфальта заключаются в:
- доступной стоимости, особенно в случае малотоннажного применения;
- возможности быстрого приготовления в заводских условиях;
- долговечности покрытия при условии соблюдения технологии изготовления и укладки;
- относительной простоте укладки асфальта при наличии специальной техники.
Недостатками асфальта бетона считают:
- резкое снижение технических характеристик при нагреве под воздействием солнечных лучей;
- испарение битума при нагреве и выделение вредных паров;
- необходимость поддержания требуемой температуры до момента укладки асфальтового покрытия.
В то же время, несмотря на наличие серьезных недостатков, ценовой альтернативы асфальтобетону пока не найдено. Дорожка из тротуарной плитки выйдет заметно дороже.
Работы по улучшению качества и универсальности материала ведутся в рамках подбора более эффективных смесей. Хорошие показатели дает добавление полимерных смесей и уменьшение объемной доли битума.
Назначение составляющих компонентов
Асфальтобетон с минеральным порошком и без.
Первый асфальт изготавливался на основе природных битумов. Потом стали применять битум, получаемый в результате перегонки нефти, при нагреве жидких углеводородов. Сегодня это самое распространенное вяжущее вещество для изготовления асфальтобетонной смеси.
Песок, гравий или щебень в асфальте играют роль основных рабочих наполнителей. Песок необходим для более равномерного распределения давления внутри асфальтового слоя и заполнения пустот между отдельными камнями. Совместно с битумом он связывает более крупные фракции камня, удерживает их и не позволяет им выходить наверх за пределы слоя.
Фракции гравия и щебня определяют группу асфальтобетона и область его применения. Все асфальтные покрытия условно делятся на три группы по плотности в зависимости от применяемых размеров камней:
- плотные, с фракцией гравия 5-10 мм, под мощение дворов, тротуаров, дорожек и других покрытий с невысокой нагрузкой;
- пористые, с размером камня 10-20 мм, под укладку нижних слоев в многослойных покрытиях;
- высокопористые, с фракцией щебня 20-40 мм, для применения на ответственных участках автомобильных дорог.
Такое распределение по пористости определяет способность асфальта пропускать влагу и отводить ее в дренажный слой для дальнейшего отвода в грунт. Поэтому высокопористый материал труднее укладывать, но его эксплуатационный период значительно больше.
В качестве минеральных наполнителей добавляют мелко измельченный до порошкового состояния мел, известняк или песчаник. Они заполняют последние остаточные пустоты и делают асфальтированную дорожку более однородной. Причем лучший минеральный наполнитель делают из песчаника, как химически нейтрального вещества.
При добавлении резиновой крошки, измельченной до размеров 1,0-1,5 мм, повышается пластичность и гидравлическая устойчивость. Поэтому асфальт с нею часто используют для покрытия кровли цехов промышленных предприятий. Асфальтобетон с резиновой крошкой реже трескается и имеет пружинящие свойства.
Армирование полимерной сеткой.
Полимерные добавки в виде армирующих пластиковых волокон существенно повышают прочность материала. Используется такая технология приготовления только для самых ответственных участков. Прочность асфальтированной дорожки также можно повысить, добавляя в неё цемент, но в этом случае нельзя использовать известняк в качестве мелкодисперсного наполнителя.
Самостоятельное изготовление асфальта
Изготовленный своими руками асфальт не позволяет применять его для укладки автомобильных дорог и городских улиц. Однако такой материал можно эффективно использовать для обустройства садовых дорожек или площадок с малой весовой нагрузкой при эксплуатации. Для изготовления асфальта своими руками вам потребуется:
- обычный, пусть даже не мытый песок;
- гравий или щебень мелкой фракции;
- твердая битумная смола с температурой плавления не более 120°С;
- широкая бадья или бетономешалка;
- металлическая бочка и ведро;
- совковая лопата;
- широкое сито или металлическая сетка для просеивания песка.
Приготовьте в бадье или бетономешалке сухую смесь песка с гравием в соотношении 1:2 по объему. Установите бочку на подставку и разожгите под ней огонь. Вылейте внутрь ведро воды.
Одновременно с этим поставьте на другой костер ведро, наполненное на треть водой. Когда вода в ведре начнет закипать, положите в него битум для нагрева и плавления. В бочку высыпьте щебеночно-песчаную смесь. Кипящая вода в ведре и в бочке обеспечит поддержание температурного режима 100°С.
Засыпьте в бочку щебеночно-песчаную смесь и дождитесь, когда вода закипит. Варите битум в воде до расплавления битума и постепенного выкипания воды. Затем перелейте расплавленный битум в бочку с щебеночно-песчаной смесью и начните активно перемешивать. Перемешивание рекомендуется производить металлической трубой или другим прочным предметом. На момент переливания в бочке должна быть кипящая вода, в холодную воду горячий битум лить нельзя.
Соотношение объема битума к объему щебеночно-песчаной смеси примерно 1:15. Более точно густоту асфальта можно определить только визуально.
С целью улучшения пластичности асфальтовой массы, упрощения перемешивания и облегчения последующей укладки, можно использовать специальные пластификаторы или жидкое моющее средство. Пластификатор добавляют в соответствии с указаниями инструкции, жидкое моющее средство из расчета 1 стакан на 40-50 литров асфальта.
Как только вода выкипит, самодельный асфальт готов и его можно укладывать на дорожку. Если к этому моменту у вас не закончены подготовительные работы, то снова добавьте воды в бочку. При этом учтите, что добавлять можно только кипяток, холодная вода, попавшая на раскаленную поверхность, может моментально вскипеть и привести к ожогам.
Укладка асфальтового покрытия
Работы по укладке своими руками начинаются с принятия планировочных решений и разметки. На этом этапе работ необходимо четко определится:
- с местоположением дорожки;
- ее шириной и высотой над уровнем земли;
- с типом бордюра и высотой его установки;
- с местами укладки водоотводов.
Во время определения местоположения дорожки следует учесть наличие возможных подземных инженерных коммуникаций, расположение садовых деревьев и направление уклонов для стока дождевой воды. После принятия решений нужно забить колышки по периметру будущего асфальтового покрытия, определяя его точные контуры.
По размеченному контуру необходимо выкопать, так называемое «корыто» или траншею, глубиной 15 см. На ее дно постелить слой геотекстильного нетканого полотна, которое предотвратит прорастание сорных растений и позволит влаге свободно уходить в нижний слой грунта.
Схема укладки асфальта.
Установить и закрепить бордюр и засыпать «корыто» до верха щебнем. Поверхность необходимо тщательно утрамбовать. От качества трамбовки зависит долговечность асфальтового покрытия.
Далее следует купить асфальт или приготовить его самостоятельно и настелить его поверх щебня слоем толщиной 4-5 см за один раз. Предварительное выравнивание можно производить перевернутыми граблями или деревянной шваброй.
В процессе выравнивания необходимо проверять наличие уклонов при помощи строительного уровня. Уплотнение асфальтобетонного слоя на садовой дорожке лучше всего делать вибротрамбовкой.
Следует отметить, что процесс укладки асфальта своими руками зависит от погодных условий. Эти работы не следует производить при отрицательных температурах и в сырую дождливую погоду.
Технология вторичного использования асфальтовых покрытий
Потребность в экономии денежных средств при ремонте и строительстве новых дорог с асфальтовым покрытием привела к разработке системы эффективного рециклинга (вторичного использования материалов). В этом случае осуществляется переработка снятого с дорожного покрытия асфальта, причем как в стационарных заводских условиях, так и в мобильном оборудовании по месту производства работ.
По этой технологии асфальтобетонное покрытие снимается при помощи специального механизма с механической фрезой – ремиксера. Далее удаленный материал измельчается до фракции щебня и может использоваться для приготовления сухих смесей при устройстве дорожного основания и отсыпок загородных магистралей и дорог.
Основание под асфальт.
По второй технологии собранный и измельченный материал закладывается в печь и нагревается без доступа огня до 170°С с добавлением необходимого количества свежего битума и добавок. Этот способ переработки широко распространен при проведении ремонта городских улиц и дворов, поскольку цена, изготовление и укладка асфальта в этом случае значительно ниже.
Вторичное использование асфальта в домашних условиях
Старое дорожное покрытие из асфальтовой смеси позволяет домашнему мастеру обустроить на приусадебном участке удобные и аккуратные пешеходные дорожки из асфальта, которые вполне могут заменить собой тротуарную плитку. Такой асфальт, сделанный своими руками, также можно использовать, например, для покрытия пола в гараже или перед ним.
Снимать необходимо только верхний битумный слой. Снятый материал требуется как можно мельче разбить на куски. Максимальная фракция не должна превышать 40 мм.
Далее приготовьте битум для смешивания со снятым материалом в соотношении 1:10 по весу как было рассказано выше.
Методика проверки качества асфальтового дорожного покрытия
Каждый изготовитель строительных материалов обязан выдавать покупателю асфальта сертификат соответствия качества продукции государственным стандартам. Для этого на заводе должна быть сертифицированная лаборатория, которая может провести необходимый комплекс испытаний. Кроме этого, во всех крупных городах существуют независимые лаборатории по проверке качества строительства и изготовления материалов.
На строительной площадке проверка происходит путем высверливания керна заданного диаметра из дорожного полотна с последующим восстановлением дорожного покрытия. Внешне качество привезенного асфальта можно определить по его температуре и наличию черной жирной пленки на поверхности.