Как правильно бетонировать дорожки?
Делаем красивые дорожки из бетона: пошаговая инструкция и секреты изготовления
Отправим материал на почту
- Плюсы и минусы бетонных дорожек
- Как спроектировать дорожку?
- Виды бетонного материала для создания тропинок
- Готовая плитка
- Заливка в формы
- Заливка монолита
- Штампованный бетон
- Цветной бетон
- Как сделать дорожки на даче из бетона с формой
- Советы по укладке садовых дорожек из бетона своими руками
- Заключение
Любой садовый участок требует обязательного наличия обустроенных тротуаров. Бетонные дорожки — одни из наиболее популярных видов из этой категории ландшафтного дизайна. Они не только несут эстетический момент, но и выполняют ключевую функциональную нагрузку. Сегодня мы поэтапно раскроем процедуру и особенности их обустройства, а также обсудим все нюансы, которые могут возникнуть при укладке своими руками.
Плюсы и минусы бетонных дорожек
Садовые бетонные дорожки делаются из раствора на основе цементно-песчаной смеси. Такое устройство имеет свои преимущества:
- Долговечность и прочность. Правильно изготовленный бетон считается одним из самых крепких строительных материалов. При верной заливке дорожки способны служить несколько десятилетий.
- Низкая стоимость и доступность материала. 50 кг цемента стоит 350 р, а добавив песок и воду, вы получите четверть куба или 500 кг готового бетона марки М200.
- Широкий спектр использования предполагает возможность создания самых оригинальных бетонных дорожек любой конфигурации без обращения к специалистам, то есть сделать своими руками.
Среди немногочисленных недостатков следует отметить:
- Возможное растрескивание поверхности под воздействием морозного пучения грунта (случается на цельных, монолитных покрытиях).
- Садовая дорожка из залитого бетона – капитальное строительство. Если выполнена в виде сплошной ленты, изменить направление уже не получится.
- На производство работ потребуется приложить немало сил и времени: подготовка цементного раствора – тяжёлое занятие, поэтому рекомендуем воспользоваться бетономешалкой.
Обустройство садовой дорожки из бетона простое, но трудоёмкое занятие. Хотя выполнить все работы можно самостоятельно, не имея строительных навыков, для этого потребуется приложить много времени и сил (за исключением временных конструкций). Поэтому перед началом работ взвесьте все «за» и «против», тщательно обдумайте – готовы ли вы провести несколько дней с лопатой в руках?
Как спроектировать дорожку?
Комфортные условия для владельцев земельного участка будут обеспечены только при соблюдении правильной планировки. Например, при укладке коротких бетонных дорожек, делящих сад на небольшие фрагменты, они будут визуально делать его ещё меньше. Чтобы избежать ложной визуализации придерживайтесь правила «длинных дорожек», способных передать ощущение простора.
Прежде чем заниматься проектированием, следует разобраться в вопросе: какие существуют виды дорожек. Условно они разделяются на 2 группы:
- Хозяйственные – предназначенные для прагматичных целей: прохода к сооружениям, иным объектам, вокруг дома.
- Прогулочные – не несущие утилитарной функции, используются как декоративные элементы. Допускается дублирование основных, хозяйственных маршрутов. Добавляет в оформление сада живописные нотки.
Садовая дорожка из любого материала должна отвечать трём основным факторам:
- Быть практичной, участвовать в обеспечении ухоженной и удобной среды, в которой приятно находиться. Это становится причиной обустройства в местах, где они являются необходимыми для передвижения между объектами. Особенно актуальны в межсезонье.
- Иметь эстетичный внешний вид, быть одним из ключевых элементов оформления сада, а в некоторых случаях – и ключевой частью декора. Следует обратить внимание на гармоничное сочетание с окружающей средой.
- Фактор оперативной практичности должен ассоциироваться со всем объектом. Например, тротуар, соединяющий беседку с домом, строится капитально. Долговечность и аккуратный внешний вид необходимо сохранить и через несколько лет эксплуатации. Дорожки между цветочными клумбами или грядками могут организовываться из временных, некапитальных конструкций, например, отдельно уложенной не имеющей основания плитки.
Проектирование дорожек из бетона выполняется на бумаге. Учитывайте не только желаемые маршруты, но и ландшафтные особенности, окружающие постройки и растительный мир. Не обязательно делать в строгом соотношении с масштабом и рельефом местности. Главное, чтобы он был понятен исполнителю.
Прокладка бетонных дорожек в местах с максимально утоптанной землёй считается ошибочной. По этому принципу можно только определить основное направлениеи приоритетность передвижения по участку. Проектируемые линии должны добавлять в интерьер сада впечатляющую особенность, изюминку, вызывать у человека желание пройтись по ним снова и снова.
Обратите внимание, что глаза человека, идущего к дому, всегда направлены вперёд. На всём протяжении пути он видит одно и то же – здание в конце пути. Шагая по извилистой дорожке, с каждым поворотом он будет открывать для себя разные пейзажи: розалий, живая изгородь из туи, поджидающая за поворотом цветущая акация и так далее.
Правильно спроектированная бетонная дорожка должна вызывать интригу: виться не по границе открытых и закрытых пространств, а прятаться в тени зарослей. Расположение конечного пункта до последнего момента остаётся загадкой: скрывается в верхней части лестницы, за раскидистым кустом, углом строения.
Виды бетонного материала для создания тропинок
Под бетоном подразумевается искусственный камень, который можно купить или сделать своими руками. Второй вариант выглядит менее затратным с финансовой точки зрения (составляющие стоят значительно меньше готовых деталей кладки).
Готовая плитка
Привычная вам плитка тоже относится к разновидностям бетонных дорожек, так как заливается из цементно-песчаной смеси. Изготавливается в различных вариантах:
- В виде брусчатки.
- Фигурной или мозаичной детали.
- Фактурной, с поверхностью украшенной узором.
- Имитирующей древесину или натуральный камень.
Заливка в формы
Имитация натурального камня или кладки из брусчатки достигается заливкой бетона в пластиковые формы, приобрести которые можно в любом строительном магазине. С их помощью, включив фантазию, вы воплотите в реальность самые необычные рисунки и формы укладки. Другой вариант – использование форм-опалубок, сделанных своими руками. Рейки, соединённые между собой в нужном вам порядке, позволят достичь желаемого результата в минимальные сроки.
Заливка монолита
Монолитная лента имеет свои достоинства и недостатки. От дорожки из плитки её отличает более сложная процедура изготовления. Для того чтобы не допустить появления трещин в первые морозы, подготовьте капитальное основание:
- Хорошо утрамбованная песчано-гравийная подушка.
- Минимальный 20-сантиметровый слой бетона маркой не менее М200 с добавлением армирующей сетки.
Даже выполнение всех условий не даёт 100 % гарантии прочности, так как всё будет зависеть от величины зимнего движения (пучения) грунта.
Штампованный бетон
Такой вариант делается на свежезалитой поверхности монолитной бетонной дорожки. Применив специальную форму-штамп, вы достигнете красивого результата. Принцип заключается в отпечатывании фактуры в незатвердевшем бетоне. После удаления форм останется незамысловатый рисунок.
Цветной бетон
Придание оригинальной расцветки достигается путём добавления колера в раствор на этапе его замешивания. Преимуществом такого смешивания будет стойкость к выгоранию на солнце и стиранию в ходе эксплуатации. Комбинируйте цвета по своему усмотрению, используйте для изготовления монолита или заливки плитки, как показано на фото. Вариантов много.
Как сделать дорожки на даче из бетона с формой
Сделать бетонную дорожку по такому принципу не составит особого труда. Для этого понадобится песок, вода, щебень, цемент, строительный уровень, мастерок и хотя бы одна форма. Из чего она будет сделана: из пластика, дерева, металла, гипса или иного материала – без разницы. Учитывайте – от количества форм зависит скорость выполнения работ.
В данном случае мы рассмотрим укладку тротуара с помощью полиэтиленовой формы, называющейся «Садовая дорожка», размером 60.0х60.0х6.0 см. Она состоит из девяти ячеек, объединённых в одно целое и образующих узор с неровными краями. Порядок действий следующий:
- Подготовить основание: снять 10-15 см. грунта, отсыпать участок песком, хорошо промочить его и утрамбовать. Это снизит вероятность деформирования: не допустит проваливания летом и выдавливания зимой.
- Перед каждым использованием формы обязательно смазать её маслом. Если этого не сделать снимать её с застывшего бетона будет проблематично.
Марка цемента | Масса цемента, кг. | Масса песка, кг. | Масса щебня, кг. | Объём цемента, л. | Объём щебня, л. | Объём песка, л. |
М 400 | 1 | 2,8 | 4,8 | 10 | 42 | 25 |
М 500 | 1 | 3,5 | 5,6 | 10 | 49 | 32 |
- Полученный бетон М200 вылить в форму.
- Разровнять шпателем.
- Для достижения максимально гладкой поверхности нужно смочить водой из садового распрыскивателя.
- Через 1-1,5 ч. аккуратно снять форму. Допускается лёгкое постукивание молотком по её краям.
Советы по укладке садовых дорожек из бетона своими руками
Технология укладки бетонных дорожек отличается в зависимости от вида применяемой плитки. Например, при использовании вышеупомянутой формы «Садовая дорожка», из-за неровных боковых граней бордюры не требуются. При монтаже прямоугольной плитки или брусчатки –обязательны. Их присутствие придаст тротуару завершённый вид.
Выполняя работы своими руками, учитывайте следующие нюансы:
- В процессе подготовки песчаного основания тщательно выравнивайте поверхность, сделать это можно с помощью строительного уровня. Позже это существенно сэкономит время, которое будет потраченно на укладку финишного покрытия.
- При изготовлении бетона добавьте пластификатор. Он увеличит прочность и время схватывания состава. Краситель придаст изделию нужный оттенок.
- Расстеленный под песчаную подушку слой геотекстиля станет преградой для побегов сорняков, пробивающихся через швы между плиткой.
- Заливая формы на месте, после окончания работ, накройте поверхность полиэтиленовой плёнкой. В противном случае из-за неравномерного и быстрого высыхания плитка дорожки потрескается. В жаркую погоду рекомендуется смачивать водой хотя бы раз в сутки.
- Смазывать форму для плитки можно отработанным автомобильным маслом – дешево и сердито.
- Швы между плиткой просыпаются песком или гарцовкой (сухая смесь песка и цемента в пропорции 1/4). Выполняется это так: состав высыпается на садовую дорожку, прометается метлой, проливается водой. Повторными, аналогичными действиями полностью закрываютсявсе пустоты.
Метод классической бетонной заливки был и находится в тренде среди дизайнеров и строителей. Это один из самых простых вариантов обустройства садовой дорожки своими руками. Придать маленькой аллее оригинальный, необычный стиль можно посредством поочерёдных экспериментов комбинирования бетона с различными материалами.
Своеобразный тротуар получится, если в цементно-песчаную смесь добавить морскую, натуральную гальку; битое (но неострое) переливающееся в солнечных лучах стекло. Вписать получившуюся композицию в общий дизайн участка можно, использовав вместо привычных бордюров кокетливые живые цветы.
Заключение
Очень важно на садовом или дачном участке иметь обустроенные дорожки и не топтать газон хаотично при прохождении от одних зон к другим или в процессе прогулки. Поэтому бетонные тропы – это достаточно красивый и экономный вариант, который легко реализовать своими руками.
Как своими руками сделать дорожки из бетона на даче
Садовые и дачные тропинки нуждаются в благоустройстве. Сделать это можно по-разному: засыпка гравием или керамзитом, укладка плитки. Есть еще один вариант: заливка бетонной смесью. Получается долговечное, прочное, ровное уличное покрытие. Если есть желание, его можно украсить и получить качественную имитацию мокрого камня, брусчатки, плитки. Разберемся во всех тонкостях изготовления садовых дорожек из бетона своими руками.
Как залить бетоном тропинку
Виды тропинок из бетона
Бетон можно считать разновидностью искусственного камня, его можно купить или изготовить самостоятельно. Покупают обычно бетонную уличную плитку. Она выпускается в самых разных расцветках и формах: имитация камня, брусчатки, всевозможные геометрические и абстрактные фигуры. Владельцу остается только уложить ее на место. Но есть и другие разновидности бетонных дорожек. Коротко охарактеризуем каждую.
Монолитная лента
Заливается цельными полосами, что дает сооружению высокую прочность. При правильном обустройстве способна выдержать вес не только людей, но и транспорта. Лента может быть любой формы, ее, если есть желание, изготавливают самостоятельно. Бетон долговечен и прост в уходе, его можно декорировать по своему вкусу. К недостаткам монолита относят сложность в обустройстве и проектировании. Если допущены ошибки, бетонная смесь в короткое время покроется трещинами и раскрошится.
Отливка дорожек с помощью форм
Раствор заливается в уложенные на подготовленную основу формы-опалубки, в которых и отвердевает. Получается отделка, имитирующая камень, кирпичную кладку. Формы самых разных размеров и вида можно купить в строительных магазинах.
Иногда, если нужна несложная конфигурация, их делают самостоятельно. Изготовить садовые дорожки из бетона с помощью формы проще, чем монолит. Ведь работать приходится с небольшими фрагментами. Если форм-опалубок несколько, процесс заливки движется очень быстро.
Штампованный бетон
Разновидность монолита. После заливки на мокрый раствор специальным штампом наносится рисунок. Это может быть имитация брусчатки, дикого камня, дерева, плитки. Штамп с усилием утапливается во влажный материал, после чего поверхность посыпается песком. После отвердения на бетонной основе остаются отпечатки, из которых складывается рисунок. Поверхность может быть окрашена и дополнительно покрыта защитными составами. Примеры можно увидеть на фото.
Инструкция по обустройству монолитной дорожки-ленты
Вариантов обустройства садовой тропинки из бетона много. Один из самых востребованных — лента-монолит. Мы подготовили подробную инструкцию, как залить монолитную дорожку из бетона на даче своими руками.
1. Проектирование сооружения
Начинают с выбора места, где будет проложена тропка, и ее направления. Выбирать нужно участки, по которым чаще всего ходят. На новой территории траектории движения пока нет, ее придется прокладывать, ориентируясь на свои предположения. Например, понадобится тропа к хозяйственным постройкам, цветнику, бассейну и т.п.
Надо обойти объекты, около которых нежелательно укладывать бетонное покрытие. Это, к примеру, деревья, особенно крупные. Со временем их корневая система способна разрушить сооружение, а стекающая с кроны вода будет провоцировать порчу бетона. Нежелательно укладывать покрытие поверх инженерных коммуникаций. Это затруднит их ремонт и может повредить магистралям.
Определив направление дорожек, выбирают их ширину. Комфортной считается ширина 0,6-0,8 м, но, если участок небольшой, можно сделать тропинки уже.
Последним надо решить, нужны ли бордюры. Они защищают сооружение от осыпаний, помогают вывести четкий край и уменьшают объем земельных работ при монтаже. Правда, при этом усложнят работы и делают их дороже. Поэтому их используют не всегда.
2. Разметка тропинки
По всей длине будущей тропы вбивают колышки. Расстояние между ними должно быть 300-500 см. Обязательно ставят колышки в углах, на поворотах. С помощью строительного уровня намечают уклон сооружения. Его нужно делать обязательно, чтобы на поверхности не образовывались лужи. Уклон от центра тропы к краям выполняют по ходу заливки. А вот продольный наклон дорожки закладывается в процессе разметки.
Оптимальная величина уклона — 2 мм на каждый метр длины. Сток нужно направлять по естественному снижению рельефа. Если такого нет, надо продумать, куда будет поступать отводящаяся с дороги вода. Нельзя, чтобы она направлялась, например, под стены здания. На колышки наносят отметки, показывающие будущий уровень поверхности. Затем по ним натягивают шнуры, которые станут ориентирами при строительстве.
3. Подготовка основания
Технология подготовительных работ зависит от того, будет устанавливаться бордюр или нет. Разберем оба варианта.
С монтажом бордюра
Начинают с подготовки канавок для установки бордюрных камней. Для этого вдоль тропки выкапывают ямы шириной чуть больше ширины бордюра. Глубина должна быть такой, чтобы две трети высоты камня находилось на поверхности. Когда все будет готово, приступают к установке. На дно канавки выливают порцию цементно-песчаной смеси. На нее ставят бордюрный камень. Его внутренний край выставляют точно по натянутому шнуру. Правильно выставленный бордюр простукивают резиновой киянкой или деревянным молотком, чтобы уплотнить соединение. Остальные камни укладывают аналогично.
С установкой опалубки
Опалубку ставят, если бордюров не будет. Она «удерживает» жидкую бетонную массу до отвердения. Потом конструкцию снимают. Для ее изготовления берут доски или фанеру. Потребуется доска толщиной 2-3 см. Можно брать необрезную, но один край все равно придется подрезать. Это нужно, чтобы край дорожки был ровным. Фанера гладкая, но менее прочная. Она хорошо гнется, поэтому ее выбирают, если тропка будет изогнутой. Работы по изготовлению опалубки проводятся в такой последовательности.
- Копают траншею. Ее ширина должна быть равна ширине будущей тропинки. Глубина зависит от типа сооружения. Если предполагается, что по покрытию будет ездить транспорт, углубляют на 250-400 мм. Такую же глубину выбирают и для слабых грунтов. Для пешеходных тропинок достаточно 200-250 мм глубины.
- Дно выкопанной траншеи уплотняют. Можно сделать это трамбовкой или несколько раз пролить поверхность водой, немного утрамбовать и дать высохнуть.
- Устанавливают опалубку. Выставляют доски или полосы фанеры, ориентируясь на разметочный шнур. Чтобы детали не упали, с внешней стороны их подсыпают землей. Перед заливкой опалубку смазывают отработкой или жидким мылом, чтобы проще было потом снять.
- Ставят поперечные перегородки. Они могут быть металлическими, деревянными или пластиковыми. Перегородки нужны для формирования температурно-компенсационных швов, необходимых для нивелирования сезонных нагрузок. Расстояние между перегородками — 150-250 см. Если будет выполняться армирование, поперечины ставят реже.
После установки опалубки или бордюров основание накрывают геотекстилем или геосеткой. Поверх него обустраивают песчаную подушку. Ее высота — немного больше половины глубины траншеи. Можно поступить иначе. На дно засыпать песок, а сверху слой щебня. Но при этом надо понимать, что щебенка должна быть некрупной, фракция — не больше 20 мм.
Следующий этап — армирование. Оно проводится не всегда, только если будущая дорожка будет подвергаться значительным нагрузкам или грунт под ней слабый и пучинистый. Для армирования берут сетку из прутка толщиной 0,3-0,5 см с размерами ячеек от 5 до 10 см. Укладывают арматуру, разделяя ее на участках компенсационных швов. Глубина закладки должна быть такой, чтобы поверх прутков находилось минимум 3 см бетонной смеси. Иначе металл начнет ржаветь.
Садовые дорожки из бетона своими руками
Садовые дорожки из бетона долговечны и неприхотливы. По ним удобно ходить и перевозить тачку с грузом, не рискуя испачкать ноги или вытоптать ценный газон. Зная детально технологию, благоустроить участок можно собственными руками, без лишних трат на наемный труд.
Особенности бетона как материала для покрытия дорожек
Бетон — самый распространенный материал для устройства дорожных покрытий. Он прочный, относительно недорогой и несложный в укладке. Но необходимо учитывать некоторые особенности.
Склонность к температурно-усадочным деформациям
Первое, что может привести к быстрому разрушению бетона, сильная усадка при твердении. При испарении влаги объем монолита уменьшается, на поверхности образуются трещины. Со временем они углубляются и разрастаются.
Снизить влияние усадки позволит:
- минимальное количество воды при изготовлении смеси;
- армирование;
- правильный уход.
Бетон плохо работает на растяжение. Именно поэтому длинные садовые дорожки чаще растрескиваются, чем короткие. Для предупреждения нежелательного явления необходимо устроить деформационные швы:
- прорезать бетон на 1-3 толщины;
- заполнить щель силиконовым герметиком для наружных работ.
Швы прокладываются через каждые 10 м, а также в местах поворотов дорожки и сопряжений с другими конструкциями.
Разрушение от пучения грунта
На образование трещин значительно влияет тип грунта, его влагоудерживающая способность. Легкие проницаемые супеси хорошо пропускают воду, не накапливая ее между порами. Бетон на таких почвах стабилен при условии, что устроен подстилающий дренажный слой и уклон для стекания воды.
Пучинистые грунты (суглинки, глины и т.д.) ведут себя по-другому. При замерзании они сильно увеличиваются в объеме, при оттаивании — опять оседают. Бетонное покрытие от таких колебаний буквально за пару лет превращается в груду обломков.
Монолитные дорожки заливать на таких грунтах не рекомендуется. Лучший выбор — кладка из плитки или камня, которые конечно тоже будут «играть», но не разрушатся. А отдельные участки потом можно отремонтировать, переложив элементы заново.
Невысокая морозостойкость
Дорожки эксплуатируются в очень агрессивной среде. Холод, жара, влага, мороз — все это неблагоприятно отражается на состоянии покрытия. Особенно опасны периодические оттепели и заморозки, когда вода, попавшая в поры, превращается в лед и разрывает капилляры в теле бетона.
Морозостойкость находится в прямой зависимости от плотности и водонепроницаемости бетона. Для их увеличения необходимо снизить водоцементное соотношение.
Воды по отношению к цементу ее должно быть не более 0,45-0,55%. Бетон при заливке остается пластичным, но не жидким. Для сохранения пластичности при укладке добавляются пластификаторы, которые выпускаются химической промышленностью в большом ассортименте. Применяя недорогие добавки, можно значительно улучшить удобоукладываемость раствора и облегчить себе работу.
Особенности устройства подстилающих слоев
Просто замешать раствор и вылить его на землю — это зря потраченные время, труд и деньги. Для любого покрытия, особенно для бетонного, необходимо устройство правильного основания.
Дренаж
Цель этого мероприятия — отвести излишнюю влагу и уменьшить деформации, возникающие в результате пучения грунта. Почва срезается на глубину 25-30 см, основание хорошо трамбуется. Сильно заглубляться не стоит. Это увеличит расход материалов, а на прочности и долговечности дорожки никак не отразится
На образовавшееся плотное ложе укладывается щебень и песок. Общая толщина подсыпки должна быть не менее 10-20 см. Все послойно трамбуется.
Для защиты основание от прорастания растительности и заиливания щебня рекомендуется использовать геотекстиль. Это нетканый полимерный материал, который пропускает воду, но фильтрует загрязнения. Лишним он точно не будет.
Гидроизоляция
Многие думают, что садовой дорожке гидроизоляция не требуется, но это не совсем так. Нужно учитывать, что для твердения бетона необходима влага. А поскольку реакция гидратации цемента при недостатке воды происходит неполноценно, на начальном этапе твердения обезвоживания допускать нельзя.
Чтобы вода из свежего материала не просачивалась в землю, укладывается гидроизоляция — рубероид, плотный полиэтилен, мембрана. Вода в растворе сохраняется, и процесс твердения проходит нормально.
Параметры садовой дорожки
Чтобы по участку было удобно ходить и перевозить тачку, ширина дорожки не должна быть менее 80 см. Это позволит проехаться с без риска завалить груженое устройство на газон или грядку. Более узкий проход дает возможность прогуляться только пешком.
Чтобы на дорожке не застаивалась вода, необходимо сделать уклон. На узких дорожках он может располагаться вдоль, на широких — лучше устроить еще и разуклонку на обе стороны. Вода должна стекать только в противоположном направлении от дома, погреба и других строений. Это позволит не провоцировать застой воды под фундаментом.
Дорожку желательно приподнять на несколько см над уровнем земли, чтобы защитить ее от заливания дождями и талыми водами. Грязи будет накапливаться гораздо меньше. А для очистки достаточно смести с бетона листья или промыть его из шланга.
Для предупреждения падений на скользкой мокрой поверхности желательно придать ей небольшую шероховатость. Это можно сделать с помощью декоративных приемов, сформировав фактурный слой на еще влажном бетоне.
Как приготовить бетон для дорожек: технология, состав
Изготовление бетона — не очень трудоемкий процесс, особенно если его доверить бетономешалке. Сначала засыпаются все сухие компоненты, после их смешивания заливаются вода и жидкие добавки. Для небольшого объема бетон можно замешать вручную.
Готовый бетон должен быть прочным и морозостойким, чтобы выдерживать механические нагрузки и множество циклов замораживания-оттаивания. В качестве вяжущего рекомендуется использовать цемент марки не ниже М400, а заполнителей — чистый песок крупностью до 3,5 мм, щебень или гравий фракций 20-80 мм. Воды потребуется около 20% от объема смеси.
Примерная пропорция Ц:П:Щ:В = 1:2,8:4,8:0,2, цемент к общему объему щебня с песком должен соотноситься как 1:8. Пластификаторы добавляются по инструкции изготовителя.
При соблюдении пропорций бетон будет иметь марку М200, или класс В15, что вполне достаточно. Если использовать ПЦ М500, количество цемента можно уменьшить на 25%.
Как сделать бетонные садовые дорожки своими руками
Работы по бетонированию лучше проводить в сухую теплую погоду. От жары раствор быстро пересыхает, а при температуре ниже +5°С резко замедляются гидратация цемента и набор прочности.
Разметка
В зависимости от желаемой траектории движения дорожка может быть прямой или криволинейной. Для разметки ее границ по периметру забиваются колышки и натягивается шнур.
Если изгиб должен соответствовать определенному радиусу окружности, нужно рассчитать, где будет расположен ее центр. В эту точку вбить кол, привязать к нему веревку заданной длины. Затем отметить необходимое количество точек. Окружность получится идеальной.
Подготовка котлована
Выкопать по разметке траншею нужной ширины и длины, сделать небольшой уклон для стока воды. Основание уплотнить.
Постелить геотекстиль. Насыпать слой щебня с песком, утрамбовать. На подсыпку положить гидроизоляцию.
Монтаж опалубки
Можно изготовить ее из подручных материалов — досок, остатков фанеры, полос металла. Если дорожка узкая, то для удобства выравнивания бетона закрепить их по контуру и выставить в одном уровне. Тогда края опалубки будут играть роль маяков.
Для прямых нешироких дорожек удобна переносная опалубка с ручками. На изогнутых участках можно использовать гибкую опалубку из пластика или тонкого металла, закрепив ее колышками.
Если уже стоят бордюры или поребрики, необходимости в опалубке нет, и бетон заливается между ними.
Армирование, укладка бетона и выравнивание
На гидроизоляцию укладываются армирующие сетки, обрезки труб и другие остатки металла. Согласно нормативам между поверхностью бетона и арматуры нужно соблюдать толщину защитного слоя не менее 30 мм, чтобы уберечь металл от ранней коррозии. Для этого используются негниющие подкладки, а также арматура фиксируется по краям.
Бетонирование производится небольшими захватками. Приготовленная смесь раскладывается и выравнивается по направлению к себе с помощью правила. В качестве маяков используются как верхние кромки опалубки, так и промежуточные полосы из брусков или уголков. После укладки они достаются из бетона, а щели заливаются раствором и заглаживаются.
Чтобы выгнать воздушные пузыри, нужно стараться хорошо уплотнять раствор. При использовании пластификатора их количество минимально.
Дизайн поверхности
Пока бетон не до конца схватился, можно украсить дорожку по своему вкусу:
- прорезать неглубокие швы с помощью арматурного стержня;
- создать шероховатую фактуру плотной пористой губкой;
- окрасить специальными составами для бетона, которые дополнительно увеличивают водонепроницаемость поверхности.
Дизайн может проводиться еще на этапе заливки с помощью фигурных форм. Такая дорожка выглядит очень эффектно.
Бетон нужно беречь от солнца и дождя, поэтому поверхность рекомендуется накрыть пленкой. В очень жаркий день уже схватившийся слой нужно смачивать водой из лейки или шланга. Струя не должна быть слишком сильной, чтобы не смыть цементное молочко.
Ходить по дорожке можно через 3-5 дней. Возить тачку с грузом — не раньше 7 дней. Проезд более тяжелого транспорта разрешается через 3-4 недели, когда бетон наберет марочную прочность.
Бетонные дорожки пошагово из самодельной плитки
Укладка штучных изделий более трудоемкая, зато покрытие получается устойчивым к растрескиванию и не разрушается при пучении грунта. Весной плитка может местами просесть или подняться, но ее легко снять и переложить заново.
Изготовление бетонной плитки
Это не самый быстрый процесс, поскольку на каждый квадрат площади нужно подготовить энное число плиток. Потребуется разборная или съемная форма, несколько дней времени и место в затенении, где бетон будет набирать прочность. Если площадь дорожки значительная, то времени нужно еще больше. Но в результате вы сможете получить изделия любой формы и цвета по своему желанию.
Мини-опалубка для заливки плиток сваривается из листового металла толщиной 4 мм. Он прочен, не впитывает влагу, легко отстает от бетона. Высота формы — не менее 60 мм. Более тонкая плитка впоследствии может не выдержать нагрузки и расколоться.
Для придания прочности в смесь добавляется микрофибра. Это армирующее волокно, которое усиливает связи между частицами бетона, улучшая тем самым его устойчивость к изгибающим и растягивающим нагрузкам.
После заливки бетона в форму нужно выдержать 1-2 суток для набора прочности. Складируется готовая плитка под навесом без доступа солнечных лучей.
Укладка
При монтаже штучных материалов необходимо соблюдать такие же правила, что и при монолитных работах:
- уплотнить грунтовое основание;
- устроить подстилающий слой из щебня и песка;
- сделать уклон в сторону от дома.
Гидроизоляция под плитку не требуется. Влага должна просачиваться в швы и уходить в грунт.
Укладка начинается с монтажа бордюров, чтобы плитка не смещалась и не сползала по краям. Поребрики устанавливаются в канавку на раствор, выравниваются по натянутому шнуру. Пазухи заполняются пескобетоном.
Плитки укладываются на идеально ровное основание в направлении от себя. По ним сразу же можно ходить. Швы засыпаются песком, покрытие трамбуется. После сметания излишков песка дорожка из самодельной плитки готова.
Заключение
Садовая дорожка из бетона — практичное и недорогое решение для дачного или приусадебного участка. А если вы освоите правильную технологию монолитных работ или укладку плитки, то служить она будет очень долго.
Как правильно залить двор бетоном?
Обустройство приусадебной территории может быть выполнено как простое бетонирование двора своими руками, с заливкой дорожек и прочной надежной площадки для проезда и стоянки автомобиля. И если вы приняли решение улучшить территорию возле дома именно таким образом, то не торопитесь приглашать специалистов для выполнения этой работы.
Она не настолько сложна, что бы ее невозможно выполнить самостоятельно. Внимательно прочитайте изложенный в этой статье материал и вы поймете, что залить двор бетоном своими руками вам вполне по силам, а полученный в итоге работы результат будет радовать глаз долгие годы.
На вопрос что лучше для обустройства двора: тротуарная плитка, асфальт или бетон можно ответить, что бетон — это просто и надежно.
Состав работ
Для того, залить бетоном двор, нужно будет последовательно выполнить следующие этапы:
- земляные работы;
- устройство дренажной системы;
- установка опалубки;
- гидроизоляция;
- армирование;
- установка маяков;
- заливка бетона;
- обработка при твердении бетона.
Каждый этап важен и не может быть пропущен. Так как залить двор бетоном можно только при условии полного соблюдения технологии работ, что и обеспечит качественное, долговечное и красивое покрытие.
Основные этапы бетонирования дорожки или двора.
Земляные работы
Эти работы имеют некоторые специфические нюансы, поскольку напрямую зависят от рельефа вашего участка и вида грунта. Если почва во дворе не плодородная и вам все равно придется завозить чернозем, то все земляные работы сводятся к тому, что нужно разметить двор своими руками, выровнять поверхность и подсыпать тонкий слой щебня.
Снимать слой земли нужно так, чтобы поверхность бетона получилась на одном уровне с поверхностью земли, т.е. на 20-25 см.
А в том случае, если основа — глиняная, то можно щебня и не подсыпать. Хороший плодородный слой лучше всего снять и перенести на клумбы и грядки, где он будет совсем нелишним.
Устройство дренажа
Дренажная система необходима для отвода влаги от бетона, поскольку присутствие воды в грунте отрицательно сказывается на его прочностных свойствах. Она представляет собой простую двухслойную подсыпку из щебня и песка. Первым засыпается и разравнивается песок, слоем 5-6 см.
Песок необходимо хорошо утрамбовать. Для этого лучше всего пролить его водой, а потом уже пройтись по нему трамбовкой. Трамбовку можно сделать из куска широкого швеллера, приварив к нему вертикальную металлическую ручку с поперечной перекладиной.
Второй слой щебня, толщиной 6-8 см, засыпается на песок и не трамбуется, а только разравнивается. Для засыпки дренажа рекомендуется использовать среднюю или мелкую фракцию. Крупный камень сразу не уляжется, а с течением времени может дать усадку. В результате в бетоне, особенно на узких дорожках, могут возникнуть трещины.
После того, как все земляные работы будут закончены можно переходить к основному технологическому процессу, который начинается с установки опалубки под заливку бетона. Она нужна для того, чтобы бетон не растекался в стороны, а края у площадки и дорожек были ровными.
Устройство дорожки из бетона.
Установка опалубки
В качестве материала для устройства опалубки модно использовать любой хороший плоский материал, имеющий одну гладкую сторону. Таким материалом, например, могут быть:
- доски;
- плоский шифер;
- древесно-стружечная плита (ДСП);
- фанера.
Для заливки криволинейных дорожек очень удобно использовать листовой пластик. В том случае, если свой запас материалов не содержит ничего похожего, то можно взять в аренду штатную металлическую опалубку в какой-либо строительной организации. Сегодня это довольно часто практикуется.
Конструкция устанавливается по краю размеченной или выкопанной площадки, определяя контур будущей бетонной конструкции. Закрепление выполняется вбитыми с обеих сторон кольями.
Допускается распирать элементы опалубки, находящиеся друг против друга в траншее.
Гидроизоляция
Устройство гидроизоляции необходимо для того, чтобы исключить попадание влаги из грунта в бетон, а также чтобы не допустить преждевременного ухода жидкости в грунт из бетонной смеси после ее заливки. Кроме этого, в будущем гидроизоляционный слой предотвратит прорастание травы сквозь бетонный слой.
В качестве недорогого гидроизоляционного слоя можно использовать обычную полиэтиленовую пленку. Если у вас есть ненужный рубероид или гидроизол, то используйте этот материал.
После окончания этого этапа работ приступают к армированию. Его нужно сделать для того, чтобы бетонная конструкция стала более прочной и стойкой.
Армирование
Для изготовления арматурной сетки лучше всего использовать готовую металлическую сварную сетку. Тонкость проволоки в ней должна быть не менее 6 мм, а размеры ячеек не меньше 100 мм. Работать с такой сеткой очень удобно, уложив ее готовыми листами, внахлест друг на друга.
Если у вас есть металлические прутья диаметром более 8 мм, обрезки старых труб, арматура и тому подобные материалы, то можно армирование из них.
Весь этот металл укладывается на поверхность щебня и связывается между собой вязальной проволокой.
После того, как вы закончите армирование, следует установить маяки. Они точно укажут вам верхний уровень площадки или дорожки при заливке бетона и выполнении стяжки.
Вязка арматуры своими руками.
Установка маяков
В качестве маяков, если мы бетонируем двор своими руками, лучше всего использовать металлический профиль, который применяют для монтажа гипсокартона. Стоимость их вполне доступна и они смогут обеспечить необходимую жесткость, не сломавшись под давлением бетонной массы.
Для того, чтобы на площадке и дорожках не скапливалась дождевая и талая вода, их поверхность должна иметь небольшой уклон. Это следует обязательно учитывать при установке маяков. Для этого их располагают не вдоль, а поперек площадки. Сначала, используя уровень, установите два маяка по краям, закрепив их в горках из цементно-песчаного раствора. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.
После того, как раствор схватится, натяните между этими двумя маяками 2-3 шнура, и уже по ним устанавливайте остальные маяки. В результате все они окажутся на одном уровне. На дорожках, учитывая их небольшую ширину, маячковые рейки можно устанавливать вдоль по две штуки.
Бетонирование площадки и дорожек
Сама по себе заливка бетона является довольно простым, но трудоемким и очень ответственным процессом. От ее четкого выполнения зависит внешний вид всей бетонной конструкции и общее качество. Выполнение работ должно производиться при температуре наружного воздуха от 5°С до 25°С.
Для того, чтобы забетонировать двор, можно заказать доставку уже готового бетона, чем значительно уменьшить количество выполняемых работ. Или, с целью экономии, осуществить приготовление бетонной смеси самостоятельно.
Следует заметить, что при большой площади бетонирования двора, покупка готового бетона более предпочтительна и целесообразна.
Если же размеры площадки не очень велики, то смесь вполне можно приготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится:
- миксер-бетономешалка;
- совковая лопата;
- ведра и тачка для перемещения песка, щебня и готовой бетонной смеси.
Устройство технологических зазоров
До начала заливки необходимо предусмотреть устройство технологических зазоров или температурных швов. Они нужны для того, чтобы при изменениях температуры наружного воздуха была возможность компенсации тепловых расширений бетона.
Для этого поперек площадки и дорожек необходимо установить плоские полосы толщиной 2-3 мм. Это может быть фанера или ДВП. В момент начала схватывания бетона они будут вынуты, оставив после себя небольшие ровные щели.
Бетонная смесь и процесс заливки
Перед тем, как бетонировать свой двор, необходимо приобрести цемент. От его марки будут зависеть соотношения составляющих смеси. В случае использования цемента распространенной марки М400 на каждую его часть необходимо добавлять 4,2 части щебня и 2,5 части песка.
В результате смешивания смеси в таких пропорциях получается бетон марки М200. Если вы применяете цемент М500, то к нему добавляют 4,9 части щебня и 3,2 части песка. Первоначально все составляющие перемешиваются в сухом виде, и уже после этого можно постепенно добавлять воду, до того момента, пока смесь не станет готовой к укладке.
Готовый бетон забрасывается лопатой внутрь опалубки таким образом, чтоб были заполнены все пустоты. В том числе и лежащих внутри профилей. Высота первоначальной укладки смеси должна быть на 3-5 см выше уровня маяков. Выравнивание выполняется при помощи штукатурного правила и ровной рейки, которую постепенно протягивают вдоль маяков. В итоге все излишки бетонной смеси будут убраны, а поверхность выровнена.
Каждую дорожку следует заливать за один раз полностью. Останавливаться можно только на температурных швах. Если в один день залить часть дорожки, а на другой день продолжить, то в месте состыковки бетона, положенного в разные дни, будут появляться трещины.
Если вы заранее поняли, что за один день работа не будет закончена, то можно произвести послойную заливку. Сначала заливается половина толщины, а на следующий день — верхний слой.
Высыхание и обработка поверхности
После окончания заливки бетона нужно дождаться, пока высохнет поверхность и произойдет схватывание. Это происходит, в зависимости от температуры и влажности воздуха, примерно за 24-48 часов. По прошествии этого времени вам следует вынуть вставки, которые устанавливались для образования термошвов, и зачистить поверхность широким шпателем от оставшихся наплавов и неровностей.
Схватывание бетона еще не означает достижения этим материалом расчетных физических характеристик. Время полного твердения для бетона марки М200 может достигать 28 суток, но считается, что бетонные конструкции можно начинать эксплуатировать уже через полторы – две недели.
В качестве профилактических мер рекомендуется накрыть бетонную площадку и дорожки полиэтиленовой пленкой, чтобы уменьшить скорость испарения воды.
В это время необходимо предпринять меры к тому, чтобы бетон не пересох раньше времени, и в нем оставалась вода, необходимая для завершения химического процесса гидратации цемента.
В слишком жаркую солнечную погоду площадку нужно периодически поливать водой. Через две недели пленку можно снять и наконец начать пользоваться новыми элементами благоустройства вашего двора
В заключение
Как видите, выполнить бетонирование двора своими руками вполне реально. Работа эта длительная и требует большого приложения физической силы, но вполне выполнимая. Зато забетонированный слой, в итоге, ничем не хуже внешне, но намного прочнее, чем асфальтовый. Главное тут все хорошо продумать, правильно спланировать и не нарушать технологии.
Бетонные дорожки в саду: особенности видов, технология укладки, уход
На дачном участке без аллей не обойтись. Поэтому не удивительно, что каждому хозяину хочется сделать недорогое, но долговечное покрытие, которое не будет нуждаться в ежегодном ремонте.
Рекомендуем рассмотреть такой вариант, как садовая дорожка из бетона.
Это хорошая альтернатива натуральному камню, кирпичу или тротуарной плитке. Цена материала невысока, а технология строительства не требует специальных навыков.
Виды бетонного материала для создания тропинок
Для укладки дорожек используется несколько форм сырья. Их выбор зависит от назначения будущей аллеи, предпочтений хозяев, типа ландшафтного дизайна.
Среди основных преимуществ применения бетона выделяют:
- длительный срок службы;
- высокую прочность;
- устойчивость к воздействию внешней среды;
- способность выдерживать большие нагрузки;
- низкую цену;
- возможность самостоятельного монтажа и декорирования.
Фото: дорожка из плит
Однако стоит учитывать, что этот материал не подойдет для монтажа на подвижных грунтах. Поверхность начнет покрываться трещинами.
Кроме того, бетонные аллеи считаются капитальными сооружениями, расположение которых невозможно исправить. Поэтому еще на этапе планирования следует правильно выбрать направление и определить, что будет находиться вокруг тропинок.
С использованием форм
Чаще всего изготавливают из износостойкого пластика. В готовом виде они имитируют брусчатку или тротуарную плитку. Добавление в раствор красителей позволяет создать на участке разноцветные дорожки. Подробнее узнать о технологии заливки форм вы можете из статьи: «Садовая дорожка при помощи формы».
Кроме общеизвестных плюсов бетона имеются и другие:
- быстрота создания садовых тропинок;
- легкость укладки, которая по силам одному человеку;
- экономный расход материалов;
- низкая цена.
Возможные минусы в том, что:
- при недостаточном увлажнении на поверхности образуются трещины;
- некачественный замес раствора с цементом сомнительного качества сделает тропинку хрупкой, так что она начнет крошиться;
- в смесь нужно добавлять пластификаторы.
Для заливки форм строители рекомендуют брать цемент марки не ниже М500.
Штампованный бетон
От обычного отличается тем, что его поверхность подвергают прессованию. В результате чего этот материал успешно имитирует камень, кирпич, мрамор или дерево. Популярно нанесение штампов в виде следов, фигур зверей.
Фото: площадка выложенная из штампованного бетона
К стандартным преимуществам штампованного бетона нужно добавить то, что:
- покрытие не выгорает на солнце;
- обладание противоскользящими свойствами;
- не вступает в реакцию с химикатами;
- удачно имитирует другие материалы.
- высокая стоимость;
- необходимость в ежегодном уходе, нанесении гидрофобных средств.
Декоративный тип бетона используют при обустройстве приусадебных территорий за счет его интересного внешнего вида и возможности оформления дорожек в стиле, подходящем ландшафтному дизайну.
Плитка
Востребована при создании пешеходных зон, подъездных путей для автомобилей. Делают тропинки в виде волны, квадрата, треугольника и не только.
Из плюсов стоит выделить:
- экономный расход материала, а значит и денег;
- большой выбор цветов, форм плит;
- по цене эта плитка в 2 раза дешевле тротуарной;
- возможность ремонта, замены отдельных частей;
- устойчивость к высоким, до 10 т, нагрузкам.
- необходимость ежегодной обработки влагостойкими составами;
- в случае нарушения технологии укладки покрытие может даь трещины.
Монолит
Наиболее простой вид бетонной дорожки. В неглубокую траншею на подготовленное основание заливают раствор и выравнивают.
Фото: монолитный вариант дорожки в саду
Обязательный этап строительства – сборка опалубки.
Плюсы и минусы использования аналогичны предыдущим вариантам.
Подробнее с технологией создания монолитной дорожки вы ознакомитесь ниже.
Цветной бетон
На фото представлена бетонная аллея, которую окрасили в разные цвета.
Окрашивают материал двумя способами:
- добавляют красящий порошок в раствор на этапе замеса;
- покрывают отдельные части готовой тропинки акриловой, кислотной краской с глубоким проникновением.
Плюсы и минусы схожи с другими видами материала.
Создаем дорожку своими руками
Остановимся на рассмотрении технологии заливки монолита. Об основных этапах строительства вы можете прочитать и в других наших статьях:
Подбираем размеры тропки
Ширина напрямую зависит от функционального назначения. К примеру, дорожка от дома к беседке или летней кухне по ширине должна быть не менее 2 метров, чтобы рядом могли идти два человека.
Для наглядности рекомендуется начертить схему расположения будущих аллей. Нужно учесть:
- особенности рельефа;
- тип грунта;
- места прохождения коммуникаций.
Не стоит забывать про дренаж тропки и выполнять мощение под небольшим уклоном для стока дождевой воды.
Выбираем материалы и инструменты
Фото: необходимый инструмент
Для работы следует подготовить:
- лопату;
- колышки, веревку или шнур (для разметки);
- уровень;
- ведро для воды;
- строительный миксер или бетономешалку (в зависимости от площади обрабатываемого участка);
- чистый песок;
- тачку;
Фото: замешивание цементного раствора
Когда всё необходимое готово, можно переходить к следующему этапу.
Делаем разметку участка
Выполняется в соответствии с чертежом дорожки. По бокам будущей тропки устанавливаются колышки, натягивается веревка необходимой длины.
Фото: размечаем участок
Подготовка основания
На обрабатываемом участке удаляются сорняки, корни растений, пни. При необходимости место обрабатывается химикатами. Снимается 5 см верхнего слоя грунта. Дно трамбуется.
Как правильно приготовить бетонный раствор
Оптимальная марка цемента – М500.
По отзывам строителей, наиболее прочный бетон получится в пропорции 1:3, где на одну часть цемента идут три части чистого песка.
Усилит консистенцию цементного раствора добавление гравия и пластификаторов. Последние придадут смеси пластичности.
Вода вливается постепенно, поскольку большое количество жидкости в составе снижает прочность материала. По консистенции должна получиться густая сметана.
Стоит заметить, что качество бетона, перемешанного вручную, в разы ниже, чем на бетономешалке.
Подробнее о том, как приготовить раствор и нужно ли добавлять в него пластификаторы вы можете прочитать в наших предыдущих статьях:
Собираем опалубку
Если при кладке плитки создавать ее не обязательно, то для заливки монолитного покрытия она необходима, так как способствует удержанию раствора на одном уровне до его окончательного застывания. Зачастую ее сбивают из досок или фанеры. Устанавливается опалубка сразу по всей длине дорожки или монтируется по частям по мере заливки раствора.
Фото: подготовка опалубки для заливки отмостки дома
На дно траншеи ставятся колышки, к которым проволокой, гвоздями крепятся доски.
Для создания гидроизоляционного слоя дно опалубки застилается полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит поглощение бетоном воды из грунта и повысит морозостойкость покрытия.
Создаем подушку
Когда опалубка собрана, следует приступать к засыпке песчаного слоя. Он будет выполнять функцию дренажа дорожки. Сверху пленки либо агроволокна высыпается чистый, желательно влажный, песок и равномерно распределяется по участку. Для большей надежности под низ можно утрамбовать тонкий слой щебня или гравия. Далее подушка увлажняется, трамбуется.
Фото: утрамбовывается песчанная подушка
Выполняем армирование
Металлические элементы внутри бетона продлевают срок его службы, не дают поверхности трескаться, уменьшают толщину слоя раствора. Чтобы снизить затраты на материалы, можно использовать старую проволоку, сетку, трубы.
Но лучший вариант – арматура с ячейкой сетки не более 10*10 см. Располагают ее посередине траншеи, закрепив фиксаторами или проволокой.
Процесс заливки
Стоит учесть, что для пешеходной дорожки достаточно толщины бетонного раствора в 5 см, для подъездных путей и участков с большими нагрузками слой должен быть от 8 см и выше.
Замес проводится в соотношении 1:3. Цемент перемешивают с песком в сухом виде, затем постепенно добавляют вода. Каждую порцию раствора следует сразу разравнивать провилом. Залитую поверхность уплотняют до выделения цементного молочка. Как только бетон начал схватываться, все неровности устраняют шпателем. После чего можно приступать к декорированию.
Для хорошего застывания бетона рекомендуется его увлажнять водой или накрывать полиэтиленовой пленкой. Через три дня можно снимать пленку и аккуратно разбирать опалубку.
Оформляем и украшаем
Оптимальный срок начала декорирования – спустя сутки после заливки раствора. С помощью железного прута на поверхности создают орнаменты, выполняют имитацию плитки, рисуя контуры. Кроме того, бетон можно окрашивать в разные цвета акриловой краской – дорожка получится яркой и интересной.
Для придания блеска наносят специальные пропитки, полироль, жидкое стекло. С этим отлично справляются фтористый силикат, средства на основе воска.
Рекомендации по уходу
Для продления срока службы бетонного покрытия его следует ежегодно обрабатывать гидрофобными средствами. Не стоит использовать зимой для очистки от снега железную лопату. Даже при малом обледенении тропинки ее нужно посыпать песком, но не солью. В противном случае покрытие со временем начнет крошиться.
Для садовых аллей бетон – надежный материал по доступной цене. А самостоятельное мощение и декорирование бетонных дорожек сделают их оригинальным дополнением к ландшафтному дизайну вашего двора.
12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками
Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.
№1. Чем хороши бетонные дорожки?
Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:
- простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
- низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
- возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
- обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
- прочность и долговечность;
- противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).
Среди недостатков можно назвать:
- отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
- трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
- возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.
Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?
№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?
Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:
- проектирование и разметка почвы;
- подготовка грунта;
- монтаж опалубки;
- формирование подушки;
- установка армирующих элементов и заливка бетона.
№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?
Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:
- цемент не ниже марки 300;
- песок;
- щебень;
- гидроизоляционные добавки в бетон;
- куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
- деревянные или стальные колышки;
- кувалда или молоток для забивания колышков;
- емкость для замешивания раствора;
- пара лопат;
- стальная строительная сетка;
- гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
- мастерки и шпатели.
№4. Как спроектировать дорожку?
Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.
Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.
№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?
Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.
Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:
- для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
- бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.
Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.
№6. Как выполнить разметку?
По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.
№7. Как подготовить грунт?
На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.
Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.
№8. Как монтировать опалубку?
Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.
Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.
№9. Как обустроить подушку?
Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:
- распределение нагрузки бетона;
- дренаж.
Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.
Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.
№10. Подготовка бетона и замешивание
Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.
Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.
Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.
По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.
№11. Армирование и заливка
На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.
Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.
№12. Заключительные работы
Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.
Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.
Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«