Подушка под тротуарную плитку
Как правильно сделать подушку под тротуарную плитку
Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.
Слева — песчаная подушка, справа — бетонное основание под тротуарку.
Подготовительные земляные работы
Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:
- песчаное покрытие;
- песчано-цементное;
- бетонное.
Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.
Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.
Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.
Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:
- площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
- если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.
В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.
Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.
Устройство песчано-гравийной подушки.
На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.
После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.
Дренажная подушка из гравия
Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.
При обустройстве дренажной подушки используют материал с фракцией 5-20 мм.
Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.
Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.
Гидроизоляция основы
Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.
Преимущества такого материала:
- неподверженность гниению, разложению;
- длительный период службы;
- высокая прочность.
Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.
Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.
Песчаная подушка
Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.
Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.
Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.
Песчано-цементное основание
Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.
Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.
Бетонное основание
Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.
Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.
Пример бетонного основания под укладку тротуарной плитки.
Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.
Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.
Опалубка
Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.
При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.
Армирование
На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.
Маяки
Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.
Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).
Заливка бетона
Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.
Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.
Подушка под тротуарную плитку: особенности изготовления
При укладке плитки необходимо соблюдение определённой технологии, без которой процесс будет попросту неэффективным. Нужно помнить много существенных нюансов, но без корректно сделанной подушки под тротуарную плитку всё покрытие станет недостаточно долговечным. Есть несколько подходов к её изготовления, с которыми следует ознакомиться подробнее.
Зачем нужна
Люди порой задаются вопросом, нужна ли такая подушка для укладки тротуарной плитки вообще, либо это просто устаревшая технология, применяемая по старинке. На деле она имеет важное функциональное практическое значение. Она играет роль фильтра, предотвращающего поднятие воды. Если бы не было этой прослойки, влага бы поднималась по вверх и образовывала бы высолы, кристаллизовалась, вела бы к постепенному разрушению конструкции. Дополнительная защита как бы отсекает движение воды, обеспечивая безопасность верха. С ней тротуар будет в хорошем состоянии на протяжении значительного промежутка времени.
Когда осуществляется
Укладка подушки является последним этапом перед непосредственным размещением брусчатки, но перед тем как делать подушку под тротуарную плитку, следует ряд подготовительных обязательных действий, без которых попросту не обойтись.
Это:
- Подготовка площадки, где будут проводиться соответствующие работы.
- Разметка, позволяющая упростить задачу в дальнейшем.
- Выравнивание площадки, если необходимо, создание насыпи.
- Установка бордюров, ограничивающих выкладываемую площадку.
После этого начинается выкладка прослойки.
Что применять
Применяются две основные альтернативы, песок и щебень. Песок недостаточно подходит, потому что крупные размеры частиц эффективнее справляются с задачей. В итоге чисто песчаная подушка под тротуарную плитку не является столь подходящей. Но щебень недостаточно ровный, потому принято сочетать два материала вместе, делая выравнивающий песчаный слой и поверх него покрывающий слой из щебенки.
Полиэтилёновая плёнка популярна, но не может служить альтернативой ввиду недолговечности. Зато как дополнение она хороша.
При желании можно применять только щебень или только песок, максимальный эффект тогда достигнут не будет, но это в разы лучше чем отсутствие какого-либо промежутка. Хороший компромисс – цементно-песчаная смесь, в которой цемента примерно в три-четыре раза меньше. Принцип её функционирования схож с песчаной, но практические свойства заметно усилены.
Как делается
Рассмотрим, как сделать подушку под тротуарную плитку максимально качественным образом. Берётся песок, обязательно чистый, просеянный, без примесей. Поверхность разравнивается, его ровность проверяется при помощи уровня. Ровным слоем насыпается песок. Натягивается уровень из бечёвки, по которому покрытие выравнивается.
Можно выравнивать при помощи обычных граблей.
Чем ровнее выравнивается, тем лучше. Затем первый слой увлажняется шлангом или лейкой. Не стоит прилагать слишком большое усилие или давать излишне большой напор, иначе всё может размыть.
Когда материал уложен, выкладывается щебень, укладываемый почти по такому же принципу. Он также разравнивается максимально равномерно, выкладка осуществляется ровная. Его нужно немного утрамбовывать, иначе нужной горизонтальности не достичь. Когда щебень доведён до нужной ровности, немного ждут, пока поверхность подсохнет. Далее выкладывают брусчатку. Её укладка осуществляется обычным образом, так же как она укладывалась бы и без защитного промежутка.
Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки
Дорожки и другие зоны мощения являются атрибутом загородного участка независимо от его формы, площади, рельефа и стилистики оформления ландшафта. Но от типа материала мощения и конструктива дорожек, отмосток, парковок и въездных площадок, зависит и вид, и удобство двора. Неправильно подобранная или уложенная с нарушениями плитка буквально через один-два сезона утрачивает декоративность и практичная дорожка превращается в «холмогоры». В результате требуются новые вложения не только средств, но и сил, и времени. Чтобы мощение на участке служило и радовало глаз годами, со специалистом завода Steingot разберем основные принципы и нюансы укладки плитки.
Содержание
Подготовительный этап
Как правило, мощение выполняется на этапе благоустройства участка, по завершению строительства дома и других капитальных объектов. Учитывая, что отмостка, дорожки, зоны отдыха и парковка – это не только функциональные, но и декоративные элементы ландшафтного дизайна, подготовка к мощению выполняется еще на этапе проектирования. В идеале разрабатывается полноценный проект ландшафтного дизайна, основанный на особенностях участка (тип грунта, рельеф, УГВ и др.). И уже исходя из выбранной стилистики оформления двора, с учетом предполагаемых нагрузок и условий мощения, подбирается и толщина плитки, и конструктив дорожек, и форма, и «рисунок» укладки.
Как и при строительстве любых сооружений, будь это капитальный дом, сезонная дача, хозблок, гараж или беседка, при благоустройстве двора, в общем и мощении в частности – нужен проект, хотя бы на уровне визуализации в редакторе или эскиза от руки. Для тех, кто предпочитает обходиться собственными силами, производители предлагают универсальную «памятку».
Перед тем, как приступать к укладке плитки, обязательно проводится подготовка:
- Определяется геология участка: пучинистость и несущая способность грунта, глубина промерзания, высота грунтовых вод. По результатам подбирается оптимальный конструктив мощения (глубина заложения, состав пирога).
- Определяется нагрузка: толщина плитки, глубина заложения основания и состав слоев подготовки зависит от проходимости и предполагаемой нагрузки.
- Выполняется разметка мощения согласно проекту, для расчета количества расходников: квадратуры плитки с припуском 5 % на обрезки, объема щебня и песка, количество геотекстиля.
- Выполняются расчеты количества расходников для мощения, а также сопутствующих элементов: бордюры, лотки ливневой канализации и др.
Нюансы устройства основания под мощение
Вибропрессованная плитка считается оптимальным материалом для мощения, так как сочетает высокую декоративность с универсальностью, практичностью и долговечностью. Но даже самая прочная и надежная плитка будет «работать» без нареканий только при условии правильной подготовки основания. Существует две основных технологии мощения:
- На проницаемое основание – послойная «подушка» из песка и щебня с геотекстилем для разделения слоев.
- На непроницаемое основание – армированная бетонная подготовка.
В сегменте частного загородного домостроения, когда двор не является стоянкой для большегрузов и нагрузки исчерпываются пешеходами и легковым автотранспортом, чаше всего выполняется мощение на проницаемое основание. Технология позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего бетонирования с устройством арматурного каркаса и подходит даже для сложных грунтов.
Собираюсь планировать участок, ну и соответственно делать дорожки, подъездные пути и т. д. Грунт – глина, гуляет туда-сюда в зависимости от времени года. Подскажите, пожалуйста, на какие нюансы стоит строго обратить внимание при подготовке основания для дорожек, отмостки? Как правильно сделать основание при таких грунтах.
Основное правило – заместить пучинистый грунт непучинистыми материалами: щебнем и песком. Для правильного расчета основания и типа материалов нужно пригласить специалиста, который точно определит тип грунта на вашем участке и подготовит наиболее подходящее для ваших условий решение, в том числе и по устройству дренажной системы.
На пучинистых грунтах с высоким УГВ для эффективного отвода воды с участка и предотвращения застойных явлений и сезонных деформаций дорожек, ливневой канализации зачастую недостаточно. Требуется устройство не только прифундаментной, но и лучевой (для осушения участка) дренажной системы, в том числе с закладкой дрен в основание дорожек.
Что касается бетонной основы, некогда считавшейся единственно возможной, особенно, под мощение парковок, сегодня она практически не применяется.
Перелопатили кучу информации, но однозначного ответа не нашли. Вопрос следующий – на площади 35 кв. м нужно уложить тротуарную плитку под стоянку легкового авто (непостоянную, только на выходных). Какой лучше выбрать способ укладки плитки – на песок или на бетон? Слышали, что на песчаную подушку кладут плитку только под садовые дорожки, а с заливкой бетона – для авто. Так ли это? Сейчас этот участок – просто грунт. Буду признательна за ответ.
Сам по себе песок не может служить единственным слоем основания под тротуарную плитку – это самый верхний слой, под которым находятся другие: геотекстиль, щебень. Даже если уже есть готовое бетонное основание, то между ним и плиткой все равно должен быть утрамбованный песок. По всем действующим нормативам подстилающий слой под тротуарную плитку должен состоять из щебня и песка. В зависимости от типа грунта и нагрузок рассчитывается количество слоев, их толщина и состав. Важное требование – основание должно хорошо пропускать воду. Бетонное основание этому требованию не отвечает.
Тем не менее, многие до сих пор «по старинке» сначала бетонируют, а потом задаются вопросом, что дальше.
Подскажите, пожалуйста, как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание? Так же нужен слой щебняпеска или можно обойтись без него? А если, нужен, то какой толщины?
Если у вас уже есть готовое основание и плитку придется укладывать на него, то щебень не нужен. Достаточно будет слоя песка не более 5 см. Важно предусмотреть эффективный отвод воды с бетонного основания: как минимум должен быть соблюден угол уклона не менее 1 см на каждый метр поверхности, а по-хорошему должны быть сделаны и дренажные отверстия до грунта в самом основании.
Устройство проницаемого основания под мощение плиткой
При устройстве проницаемого основания также не стоит «изобретать колесо», даже по совету «специалистов».
У меня такой вопрос. Собрался делать дорожки на участке. Обратился к специалистам. Один предлагает сделать по варианту: 30 см. ПГС, потом ПЦС и плитка. Второй предлагает такой же вариант, только слой ПЦС – смотреть по месту. Сосед прораб предлагает класть на сеяный песок 10-20 см. (у него лежит по такой технологии лет пять – хорошо, только трава кое-где прорастает). Несколько часов провел на форуме. Однако логику подушки под плитку до конца не понимаю:
- почему бы действительно не положить на сеяный песок 10-20 см. – это и защищает от вспучивания, и дренаж, и плитка не должна играть, так как песок утрамбован, а по бокам – бордюр?
- по идее, если класть просто на ПГС, то на гравии плитка будет играть;
- для чего ПЦС – неужели для схватывания плитки, есть отзывы на форуме, что и просто песка достаточно, для чего переплачивать? ПЦС со временем не разрушается?
Нашел на форуме ответ, что щебень направляет вертикальную нагрузку в горизонтальную. То есть надо понимать, что плитка не будет проседать со временем. ПГС выполняет схожую функцию, надо думать? Может для пешеходной дорожки достаточно просто песка сеяного, а для заезда машины?
Ни один из трех предложенных вариантов не соответствует рекомендациям производителей плитки и правилам мощения, зафиксированным в документе СТО 46505580-002-2020.
Состав материалов для основания простой: щебень, песок, геотекстиль. Фракции щебня и песка, количество и толщина слоев рассчитывается исходя из типа грунта на вашем участке и будущих нагрузок. Ни ПГС, ни тем более ПЦС не рекомендованы для устройства основания под плитку.
ПЦС в нашей стране все еще применяют скорее по традиции, чем по необходимости, так как каких-либо преимуществ по несущей способности, водопроницаемости и сроку службы у нее нет. Кроме того, запрещена посыпка швов цементно-песчаной смесью при укладке вибропрессованной плитки, так как это приводит к изменению цвета и провоцирует появление высолов.
При подготовке проницаемого основания основными параметрами является глубина выемки грунта и толщина слоев подготовки. Они подбираются исходя из геологии и нагрузок, но можно воспользоваться и наглядной инструкцией.
Подготавливая основание для мощения, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:
- Выдерживать уклон от 0,5 см/1 м поверхности при устройстве каждого слоя.
- Выполнять тщательную трамбовку каждого слоя основания с применением виброплиты, финишный слой (плитка) трамбуется виброплитой с резиновым амортизирующим покрытием, толщиной от 1 см.
Укладка вибропрессованной тротуарной плитки
Завершающим этапом мощения является укладка тротуарной плитки (брусчатки) на подготовленное основание по выбранной схеме. Будет ли это сложный геометрический узор или упор на саму плитку за счет оригинальной фактуры, формы и палитры, определяется при разработке проекта. Благо, практически на каждую коллекцию существует несколько схем выкладки, используемых при мощении различных зон участка.
Укладку желательно проводить в сухую, теплую погоду – осадки и заморозки не только усложняют работу, но и негативно влияют на ее качество. Стандартный алгоритм выглядит следующим образом.
- Плитка укладывается по направлению от себя, от бордюра или края, начиная от нижней точки, к высокой.
- Основная масса коллекций предполагают наличие на каждой плитке шовообразователей (русты), обеспечивающих ровный шов между элементами.
- При мощении плиткой из серии Color Mix камни используют одновременно из нескольких поддонов.
- В процессе укладки необходимо контролировать плоскость – с этой целью используют как простейший строительный уровень и шнурку на колышках, так и высокотехнологичные лазерные нивелиры. Для подравнивания применяют резиновые киянки.
- Швы после укладки просыпают мытым, или кварцевым песком, чередуя засыпку с уплотнением до полного заполнения.
- Для окончательного выравнивания после укладки используют виброплиту с резиновым амортизатором (до 200 кг, до 20 кН). Если площадь мощения небольшая, можно обойтись увесистой резиновой киянкой. Также виброплиту на киянку стоит заменить при выборе плитки без фасок, чтобы избежать возможного повреждения кромок.
Подводим итоги
Чтобы мощение получилось не только практичным и долговечным, но и эстетичным, необходимо тщательное планирование и дизайн-проект. Производители рекомендуют устраивать проницаемое основание не только для дорожек в пешеходных зонах, но и для въездных зон, и парковочных площадок. Это позволит сэкономить не только средства, но и время, и силы, без ухудшения технических и эксплуатационных характеристик покрытий.
Выдающиеся характеристики вибропрессованной плитки обусловлены особенностями производственного цикла. Про востребованные формы и схемы укладки – в предыдущем тематическом материале. В видео – планирование садового участка, советы от инженера-озеленителя, простым языком.
Устройство основания под тротуарную плитку
Для обеспечения качественной укладки дорожного покрытия, прежде всего требуется подготовить основание под тротуарную плитку. Этот этап работ очень важен, и от правильного его выполнения зависит долговечность и общий внешний вид будущего покрытия.
Виды оснований и требования к ним
Различают три вида основ для последующей укладки тротуарного покрытия:
- песчаная, для фиксации покрытия на утрамбованной подушке без дополнительных материалов;
- песчано-цементная, получаемая путем приготовления смеси из сухого песка и цемента с целью её дальнейшей укладки в качестве верхнего слоя;
- бетонная, для укладки плитки на клеящие растворы по подготовленной твердой поверхности.
Варианты оснований: песчаное, песчано-цементное и бетонное.
Подготовка основания для укладки тротуарной плитки требует соблюдения определенных требований, невыполнение которых может привести к некачественному результату, а в дальнейшем — к возможному нарушению целостности покрытия. К таким требованиям относят:
- засыпка дренажного слоя для отвода скапливающейся воды и предотвращения подмыва плиточного покрытия;
- устройство гидроизоляции в виде специальной подложки для предотвращения поступления влаги снизу;
- обеспечение водостока благодаря наклонной поверхности и наличию специальных отводных канавок;
- выравнивание поверхности для обеспечения точной подгонки всех элементов брусчатки;
- углубление в грунт для обеспечения необходимого уровня поверхности тротуарного покрытия;
- взаимная устойчивость отдельных слоев и отсутствие деформаций.
Зачастую люди задаются вопросом «Возможно ли укладывать тротуарную плитку на старое покрытие?». Возможность таких работ зависит от двух факторов: состояния самого покрытия и его основы. В том случае, когда асфальт, бетон или плиточный слой имеют ровную поверхность, не проседают и не подмыты водой, то новое покрытие вполне можно укладывать, не удаляя старого.
В противном случае придется полностью разобрать то, что было, и выполнить все работы с нуля. Кроме этого необходимо учесть, что при укладке плитки по старому покрытию, уровень дорожки поднимется и вам придется дополнительно заниматься выравниванием уровней с прилегающей территорией.
Земляные работы
Подготовка и разметка площадки с помощью простой бечевки.
Подготовка основания под тротуарную плитку начинается со снятия грунта, так, чтобы итоговое расположение верхнего уровня поверхности площадки или дорожки было вровень с верхней кромкой прилегающей земли. Кроме того, зачастую, верхний слой грунта оказывается довольно рыхлым и не способным выдержать те весовые нагрузки, которые будут приходиться на него из-за веса уложенных материалов.
Глубина снимаемого слоя грунта должна быть такой, чтобы поверхность готового основания была на 2-4 см ниже прилегающей территории. Обычно земля выбирается на глубину 20 см, но если площадка будет предназначена для парковки или проезда автомобиля, то глубину нужно увеличить на 8-10 см.
После выемки грунта дно траншеи нужно хорошо утрамбовать. В том случае, когда сверху находится плодородный слой, весь грунт рекомендуется вынести на клумбы и грядки, а не расстилать рядом с будущей дорожкой.
Дренажная подушка из гравия
После окончания земляных работ, на дно траншеи засыпается слой песка толщиной 5 см. Песок нужно хорошо утрамбовать, проливая водой из шланга, и выровнять. Следующий засыпаемый слой – из гравия, желательно средней фракции.
Схема дренажно-гравийной основы: отвод атмосферных осадков.
При засыпке гравия другой фракции возможны трудности: крупная не даст плотной укладки и через время станет возможной просадка основания. Мелкая же фракция, наоборот, ослабит дренажные свойства слоя из-за слишком плотного расположения частиц.
Для выравнивания поверхности слоя из щебня его засыпают песком, который проливается водой и трамбуется. Общая толщина дренажной подушки обычно составляет две трети от общей толщины основания и равна 14-15 см.
Выравнивание песка по штукатурному правилу.
Гидроизоляция основы
После устройства дренажного слоя, на его поверхность нужно расстелить гидроизоляцию, которая не допустит поступление влаги к верхнему несущему слою. Лучшим материалом для этого является новый современный материал — геотекстиль.
Он не гниет, не разлагается со временем, обладает хорошей прочностью и обеспечивает надежную защиту от воды. Если вы не смогли купить геотекстиль, то слой гидроизоляции допускается укладывать из полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.
Слой гидроизоляции должен иметь небольшой уклон для более эффективного отвода влаги. Это следует предусмотреть еще на этапе устройства дренажной подушки.
Три вида оснований
Как уже говорилось выше, для обустройства дорожек и площадок применяют три типа основания под плитку. Выбор зависит от толщины и вида плитки. Песчаную основу применяют при большой толщине плитки, которую еще называют брусчаткой.
Песчано-цементное основание подготавливают для тротуарной плитки средней толщины. В свою очередь, бетонная основа хорошо годится под тонкую тротуарную плитку, которую наклеивают на неё при помощи клеевых растворов.
Песчаная подушка
После того, как будут окончены работы по засыпке дренажного слоя и устройству гидроизоляции, можно приступать к засыпке финального песчаного слоя. В качестве материала здесь лучше всего использовать просеянный речной песок.
Для обеспечения хорошей устойчивости брусчатки, толщина несущего слоя должна быть не менее 7 см. Следует учитывать, что при укладке плитка будет частично погружаться в песок, и насыпать слой, который обеспечит превышение верхнего уровня дорожки или площадки над уровнем земли на 2-3 см.
Засыпку песка нужно производить в три слоя по 2-3 см. Каждый подготовленный слой, после засыпки, поливается водой и трамбуется.
Для качественного трамбования лучше использовать строительную вибромашину, но если ее нет, следует выполнить эту работу вручную, более активно проливая песок водой.
Верхний слой песка необходимо тщательно выровнять, используя штукатурное правило. Приступать к укладке брусчатки можно будет только после получения идеально ровной поверхности.
Песчано-цементное основание
Схема песчано-цементного основания под укладку.
Устройство такого основания под тротуарную плитку выполняется так же, как и песчаная подушка, но в качестве верхнего слоя нужно использовать сухую песчано-цементную смесь. Для приготовления смеси берут одну часть цемента и три части песка по объему. Этот слой также трамбуется, как и предыдущие слои.
Укладку этого слоя нужно производить в сухую погоду, непосредственно перед укладкой плитки. Чаще всего, засыпают и трамбуют нижние слои, а третий, песчано-цементный, засыпают небольшими участками непосредственно перед укладкой тротуарной плитки.
Бетонное основание
Бетон, в качестве основы, применяется для укладки тонкой тротуарной плитки на клеевой цементный раствор. Эта подготовительная работа выполняется после того, как как вы смогли подготовить слой гидроизоляции, и состоит из четырех этапов:
- установка опалубки;
- армирование;
- установка маяков;
- заливка бетона.
Заливка бетона на армированную сетку, выравнивание.
Опалубка
Устройство опалубки необходимо для того, чтобы предотвратить растекание бетона при заливке, если его верхний уровень превышает уровень земли.
Установка опалубки позволяет оставить зазоры для последующей установки бордюрного камня и обеспечивает ровный край бетонного слоя.
В качестве материала для опалубки используют любой плоский материал имеющий хотя бы одну гладкую сторону. Это могут быть доски, ДСП, листовой пластик и т.п. Закрепление листов производится с помощью забитых в землю кольев или установки распорок.
Армирование
Если у вас есть проволока, куски старых труб, арматуры, стальной полосы и т.п., то их также можно использовать для армирования.
Лучшим материалом для армирования бетона является готовая сварная сетка из проволоки диаметром 6 мм и размером ячейки 100х100 мм.
Все металлические детали нужно будет связать между собой вязальной проволокой. Сетка укладывается на дно траншеи. Еще лучше будет, если вы ее немного приподнимите, подложив снизу камни или куски кирпича.
Маяки
После установки армирующих материалов, нужно выставить маяки. Это продольные металлические рейки, верхний уровень которых укажет вам, на какой высоте будет расположена основа под укладываемую тротуарную плитку. В качестве маяков очень удобно применять стальной оцинкованный профиль для установки гипсокартона.
Маяки закрепляются в горках из цементного кладочного раствора на требуемой высоте, параллельно друг другу. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.
Заливка бетона
Перед заливкой бетона поперек дорожек и площадок необходимо установить вставки из листового материала толщиной 3-4 мм. После схватывания бетона их вынимают и в монолите остаются технологические швы для компенсации возможных тепловых расширений.
Аккуратная заливка бетона на армированную сетку.
Бетон для заливки основания под укладку тротуарной плитки можно заказать уже готовый, с доставкой на место производства работ. Делать это целесообразно в том случае, если количество заливаемого бетона превышает 3 кубометра. При меньшем количестве приготовить бетон можно самостоятельно. Для этого потребуется наличие цемента, песка, щебня и миксера-бетономешалки.
Соотношение составляющих компонентов бетонной смеси напрямую зависит от марки цемента. Если вы приобрели цемент М400, то на каждую его объемную часть необходимо добавить 4,2 части щебня и 2,5 части песка, а для цемента М500 требуется 4,9 части щебня и 3,2 части песка. В итоге вы получаете бетон марки М200, прочность которого вполне обеспечит долговечность вашей дорожки или площадки.
Сперва в миксер загружают все компоненты в сухом виде, перемешивают их, и только потом постепенно добавляют воду до получения необходимой густоты смеси. Заливка производится таким образом, чтобы в бетонной массе не оставалось пустот. Выравнивание поверхности выполняют штукатурным правилом или прочной деревянной рейкой, путем протягивания ее вдоль установленных маяков.
В заключение
Независимо от того, какой вид основания для тротуарной плитки вы делаете, необходимо точно соблюдать технологический процесс при выполнении работ, описанный выше. От качественного устройства основы дорожки и площадки зависит качество укладки тротуарной плитки и долговечность покрытия.
Качественная подготовка поверхности к укладке тротуарной плитки своими руками вполне возможна, но эта работа требует приложения больших физических сил и четкого выполнения инструкций.
Подушка под тротуарную плитку
Дорожные одежды с покрытием из тротуарной плитки классифицируются в зависимости от нагрузок:
- класс N1 — рассчитаны только на пешеходные нагрузки;
- класс N2 — рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда уборочной техники массой до 3,5 тонн;
- класс N3 — рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда крупной тротуароуборочной техники с осевой нагрузкой меньшей или равной 5 тонн/ось.
- автомобильные дороги IV (4) категории — рассчитаны на нагрузку от транспортных средств с нагрузкой на ось 100 кН и на колесо 50 кН.
При мощении загородного участка следует руководствоваться правилами устройства основания для дорожных одежд классов нагрузки N1 и N2. Монтаж мощения начинается с разбивки участка для выставления высот и определения уровней мощения.
Во избежание застоя дождевой воды необходимо задавать уклоны на мощение — минимум 1см на метр погонный.
На первом этапе подготовки основания производится выемка грунта при необходимости и обратная засыпка участка песком с помощью экскаватора. Поверх уложенного песчаного грунта укладывается универсальный геотекстиль плотностью 150 грамм на м2. Эта мера необходима для сохранения целостности уложенного впоследствии пирога при колебании уровня грунтовых вод. Геотекстиль укладывается с перехлёстом смежных полотен не менее 30 см.
По периметру мощения устанавливаются бордюры для разделения границ между дорожкой и газоном. Еще одна функция бордюра — предотвращать расползание тротуарной плитки. Бордюр устанавливается по краям пирога основания на бетонный раствор (рекомендуется бетон класса В15) и закрепляется им же по торцам.
Далее производят отсыпку гранитным щебнем способом «от себя» без заезда на открытое полотно. Наиболее подходящая фракция гранитного щебня в данном случае – 20-40 мм. Отсыпанный щебень распределяется равномерно по периметру площадки и разравнивается граблями.
После этого производится предварительное уплотнение материала с помощью виброплиты массой 90-120 кг, расклиновка его более мелкой фракцией щебня со средним размером зерен 5-10 мм и повторное уплотнение. Оптимальная толщина щебеночной подушки для пешеходной зоны составляет 15 см, в случае автомобильного мощения – 25 см. В общем плане выбор толщины слоя щебня зависит напрямую от стабильности грунтов и проектируемых нагрузок. Послойное уплотнение щебня создает специальную прослойку, тем самым препятствуя “протеканию” верхних слоев пирога в нижележащие слои дорожной одежды.
После тщательной трамбовки слоев основания формируется подстилающий слой из песка (пески средние и мелкие II класса по ГОСТ 8736). В некоторых случаях, когда имеют место слабые, пучинистые грунты и есть вероятность просадок, можно использовать подстилающий слой из гарцовки (цементно-песчаной смеси без добавления воды). Преимущество гарцовки в данном случае будет состоять в том, что она обеспечит более стабильное основание и, в то же время, будет пропускать воду в щебень и грунт.
Подстилающий слой также необходимо утрамбовать и выровнять по маякам для достижения равномерной толщины поверхности. Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть 3-5 см для всех серий тротуарной плитки толщиной до 12 см.
Монтаж тротуарной плитки производится непосредственно на песок (гарцовку). Принцип монтажа зависит от типоразмера тротуарной плитки и выбранного рисунка укладки. Когда вся плитка смонтирована, необходимо просыпать и промести щеткой швы сухим сеяным кварцевым песком. Сухой песок в отличии от мокрого будет просыпаться на всю глубину шва, что избавит вас от повторного прометания.
Заключительным этапом является трамбовка плитки виброплитой через резиновую подушку, что позволяет выровнять все неровности плитки, и на выходе получить качественное равномерное покрытие.
Принципиальная схема пирога под тротуарную плитку (дорожки на участке, отмостка, зона отдыха) выглядит следующим образом:
Рекомендуем также посмотреть видео укладки тротуарной плитки, подготовленное специалистами по благоустройству:
Подушка под тротуарную плитку: особенности изготовления
При укладке плитки необходимо соблюдение определённой технологии, без которой процесс будет попросту неэффективным. Нужно помнить много существенных нюансов, но без корректно сделанной подушки под тротуарную плитку всё покрытие станет недостаточно долговечным. Есть несколько подходов к её изготовления, с которыми следует ознакомиться подробнее.
Разметка дорожек и площадок
Разметка поверхностей, подлежащих облицовке брусчаткой, производится с учётом следующих факторов:
- месторасположение;
- уклон в направлении от строений;
- нагрузка на поверхность (пешеходы, автотранспорт);
- конфигурация (условия для безопасного проезда автотранспорта).
Площади размечают своими руками с использованием строительной рулетки длиной 10 метров, деревянных колышков и бечёвки.
Мощение дорожек производится с уклоном в 3% в сторону, противоположную имеющимся строениям, с целью отвести от них ливневые и талые воды.
Схема фундамента под тротуарную плитку
Если по дорожкам планируется движение легкового автотранспорта, то толщина используемой тротуарной плитки должна быть не менее 6 см. При обустройстве проезда автотранспорта ширина дорожек должна обеспечивать пешеходу и машине возможность безопасно разминуться. Радиус кривизны неровных участков проездов должен позволять автомашине выполнить поворот, а габариты площадки или стоянки – развернуться.
Удаление верхнего слоя грунта
С поверхностей, запланированных к укладке плитки, снимают верхний слой грунта толщиной 25-30 см, это приблизительно один штык лопаты. Если площади значительны, эту операцию производят с использованием бульдозера. Затем вручную производят выравнивание и планировку нового основания. Если грунт песчаный или супесчаный, то его нужно уплотнить.
Уплотнение выполняют трамбовкой, изготовленной своими руками из куска бревна длиной 1 метр с прибитой к торцу поперечной ручкой-перекладиной. Более качественное уплотнение выполняется подвижной виброплитой с электроприводом, применение которой, кроме того, сэкономит силы и время.
Затем на уплотнённое основание необходимо уложить в один слой геотекстиль с напуском на обочины, чтобы изолировать грунт от обустраиваемой щебневой подготовки и предотвратить в будущем просадку тротуарной плитки.
Вид геотекстиля, используемого в данной технологии, не имеет значения.
Подушка из щебня и монтаж бордюров
На уплотнённое основание, покрытое геотекстилем, насыпают и разравнивают с учётом запланированного уклона щебень фракции 20-40 мм слоем 12-15 см. По периметру площадок и вдоль дорожек щебень чуть разгребают и по натянутому контрольному шнуру с углублением в щебень устанавливают дорожные камни с зазором 5-10 мм. Для формирования овалов бордюры своими руками режут по длине на 4 части болгаркой с сухорезом и из четвертей выкладывают плавные сопряжения.
Схема устройства основания под тротуарную плитку
Верхняя отметка бордюра не должна быть выше обочины более чем на 5 см. После окончания монтажа бордюров стыки между ними заполняют цементно-песчаным раствором и затирают. Через сутки граблями производят чистовую планировку щебневой подушки с обозначением уклона и учётом выбранного поперечного профиля дорожки (плоский или выпуклый), а затем — уплотнение передвижной виброплитой с электроприводом.
После уплотнения поверх щебня насыпают песок, распределяют его по поверхности слоем толщиной 3-5 см, и уплотнение основания виброплитой повторяют, заполняя песком пустоты в щебне.
Дорожные одежды с покрытием из тротуарной плитки классифицируются в зависимости от нагрузок:
- класс N1
— рассчитаны только на пешеходные нагрузки; - класс N2
— рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда уборочной техники массой до 3,5 тонн; - класс N3
— рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда крупной тротуароуборочной техники с осевой нагрузкой меньшей или равной 5 тонн/ось. - автомобильные дороги IV (4) категории
— рассчитаны на нагрузку от транспортных средств с нагрузкой на ось 100 кН и на колесо 50 кН.
При мощении загородного участка следует руководствоваться правилами устройства основания для дорожных одежд классов нагрузки N1 и N2
. Монтаж мощения начинается с разбивки участка для выставления высот и определения уровней мощения.
Во избежание застоя дождевой воды необходимо задавать уклоны на мощение — минимум 1см на метр погонный
На первом этапе подготовки основания производится выемка грунта
при необходимости и обратная засыпка участка песком с помощью экскаватора. Поверх уложенного песчаного грунта
укладывается универсальный геотекстиль плотностью 150 грамм на м2
. Эта мера необходима для сохранения целостности уложенного впоследствии пирога при колебании уровня грунтовых вод. Геотекстиль укладывается с перехлёстом смежных полотен не менее 30 см.
По периметру мощения устанавливаются бордюры
для разделения границ между дорожкой и газоном. Еще одна функция бордюра — предотвращать расползание тротуарной плитки. Бордюр устанавливается по краям пирога основания на бетонный раствор (рекомендуется бетон класса В15) и закрепляется им же по торцам.
Далее производят отсыпку гранитным щебнем способом «от себя» без заезда на открытое полотно
. Наиболее подходящая фракция гранитного щебня в данном случае – 20-40 мм. Отсыпанный щебень распределяется равномерно по периметру площадки и разравнивается граблями.
После этого производится предварительное уплотнение материала с помощью виброплиты массой 90-120 кг
, расклиновка его более мелкой фракцией щебня со средним размером зерен 5-10 мм и повторное уплотнение. Оптимальная толщина щебеночной подушки для пешеходной зоны составляет 15 см, в случае автомобильного мощения – 25 см. В общем плане выбор толщины слоя щебня зависит напрямую от стабильности грунтов и проектируемых нагрузок. Послойное уплотнение щебня создает специальную прослойку, тем самым препятствуя “протеканию” верхних слоев пирога в нижележащие слои дорожной одежды.
После тщательной трамбовки слоев основания формируется подстилающий слой из песка (пески средние и мелкие II класса по ГОСТ 8736)
. В некоторых случаях, когда имеют место слабые, пучинистые грунты и есть вероятность просадок,
можно использовать подстилающий слой из гарцовки
(цементно-песчаной смеси без добавления воды). Преимущество гарцовки в данном случае будет состоять в том, что она обеспечит более стабильное основание и, в то же время, будет пропускать воду в щебень и грунт.
Подстилающий слой также необходимо утрамбовать и выровнять по маякам
для достижения равномерной толщины поверхности. Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть 3-5 см для всех серий тротуарной плитки толщиной до 12 см.
Монтаж тротуарной плитки производится непосредственно на песок
(гарцовку). Принцип монтажа зависит от типоразмера тротуарной плитки и выбранного рисунка укладки. Когда вся плитка смонтирована, необходимо просыпать и промести щеткой швы сухим сеяным кварцевым песком. Сухой песок в отличии от мокрого будет просыпаться на всю глубину шва, что избавит вас от повторного прометания.
Заключительным этапом является трамбовка плитки виброплитой через резиновую подушку
, что позволяет выровнять все неровности плитки, и на выходе получить качественное равномерное покрытие.
Принципиальная схема пирога под тротуарную плитку (дорожки на участке, отмостка, зона отдыха) выглядит следующим образом:
- тротуарный камень толщиной 40-60 мм,
- монтажный (подстилающий слой) толщиной в уплотненном состоянии 30-50 мм, изготовленный из цементно-песчаной смеси (гарцовки) или песка.
- швы, заполненные песком или раствором на основе вяжущих.
Рекомендуем также посмотреть видео укладки тротуарной плитки, подготовленное специалистами по благоустройству:
Устройство песчаной подушки под укладку тротуарной плитки
Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.
Подушка под тротуарную плитку укладывается в три слоя
Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.
Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.
Основание для укладки
Перед тем, как начать монтаж, нужно правильно выбрать вид основания. Это позволит добиться нужного уровня прочности и устойчивости поверхности. Подушка под тротуарную плитку может быть создана из:
Если вы хотите, чтобы мастерами была выполнена укладка тротуарной плитки – цена работы указана на сайте.
- Песка. Вариант оптимален при обустройстве простой пешеходной аллеи, расположенной в саду и не предназначенной для регулярного использования.
- Песка и щебня. Такая «подложка» применима при покрытии основной части двора или дорожки, ведущей с улицы к дверям дома.
- Отсева. Вариант позволяет получить довольно прочное основание.
- Песчано-цементной смеси. Используется при создании мест движения или стоянки автомобилей возле частных домов, а также в местах с не интенсивным движением.
- Бетона. Такой материал позволяет добиться максимальной прочности наземного полотна. В тоже время предполагает наибольшую степень материальных затрат. Выбирается при строительстве дорог или городских парковок.
Если вы планируете создать обычную садовую дорожку, но на участке проблемная почва – лучше используйте песчано-щебеночную основу. Это позволит повысить качество водопоглощения.
Область использования указана примерно – часто случается, что под стоянку укладывают один песок или же монтируют плиточные элементы садовой дорожки на бетон. Каждый выбирает вариант по своему «вкусу».
Укладка брусчатки
После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.
Схема укладки брусчатки
При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.
Зачем нужна
Люди порой задаются вопросом, нужна ли такая подушка для укладки тротуарной плитки вообще, либо это просто устаревшая технология, применяемая по старинке. На деле она имеет важное функциональное практическое значение. Она играет роль фильтра, предотвращающего поднятие воды. Если бы не было этой прослойки, влага бы поднималась по вверх и образовывала бы высолы, кристаллизовалась, вела бы к постепенному разрушению конструкции. Дополнительная защита как бы отсекает движение воды, обеспечивая безопасность верха. С ней тротуар будет в хорошем состоянии на протяжении значительного промежутка времени.
Обустройство швов тротуарной плитки
Уложив плитку, приступают к обработке стыков брусчатки между собой и с бордюрами. Для этого, используя просеянный песок, своими руками готовят сухую цементно-песчаную смесь в пропорции 1:1, которую по одному ведру высыпают на настеленную плитку и метут жёсткой метлой в сторону уклона, заполняя стыки и швы покрытия.
Когда вся поверхность будет обработана, брусчатку слегка поливают водой из садовой лейки, чтобы только смочить швы и добиться усадки в них сухой смеси.
Через сутки процедуру заполнения швов сухим раствором с последующим смачиванием повторяют. При повторной процедуре заполнения не следует класть смесь в стыки заподлицо с поверхностью дорожек, швы должны быть чётко обозначены на поверхности покрытия. Через 5-7 дней после обустройства швов производят помывку тротуарного покрытия водой из шланга с использованием жёсткой щётки для удаления следов цементного раствора.
Забивать кладку в песок можно и с помощью обычного молотка